Однако это отлучение не имело влияния на судьбу греческого богословия – уничтожить неоплатонизм оказалось невозможным. В частности, Ориген придерживался совершенно нехристианского взгляда на проблему конца света и доказывал, что в подлинном, абсолютном смысле конца света нет и не может быть. Созданная Богом Вселенная вечна, меняется лишь сам Бог, переходя из одного состояния в другое.

Апологетическая греческая литература, достигнув своего совершенства к III в., фактически прекращается, хотя продолжается апологетика против ересей, но без особого блеска. Это время было временем затишья – между гностическим и арианским спорами, писательство было чисто публицистически и не оставило следов в литературе. Гораздо оживленнее и плодотворнее была деятельность догматистов, и первое место здесь занимает школа уже упоминавшегося Оригена. Среди его учеников особенно известны два: Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец. Дионисий интересен своей попыткой создать, в противовес теориям Эпикура, нечто вроде христианской физики; среди сочинений Григория известно его похвальное слово Оригену. Противником же Оригена был тирский епископ Мефодий, один из самых влиятельных христианских философов; писал он о вечности, о воскресении, о свободе воли, о девственности и т.д. Он был очень известен среди христианских писателей следующего периода, включая Евсевия Кесарийского, писателя-догматиста и писателя церковной истории. От него сохранилась подробная «Церковная история» в 10-ти книгах, до победы Константана над Лицинием, со многими подлинными документами, а также панегирического характера биография Константина Великого в 4-х книгах, хроники в 2-х книгах и «Свод древних мученичеств», утерянный, но сохраненный в двух мартирологах V в. (приблизительно).

Характерно, что почин Татиана, враждебно относившегося к античной литературе и философии, не нашел последователей. Греция и под знаменем креста осталась Грецией и старалась, насколько это позволяли тяжелые времена, быть достойной образованности своих предков. Вся христианская литература этого периода, как оригенистическая, так и враждебная Оригену или безразличная к нему, более или менее прикосновенна к философии, специально к платонической или неоплатонической, и старается так или иначе примирить ее со своим христианским миросозерцанием. В этом отношении положение дел изменилось лишь в следующий период: обнаружившиеся рационалистические элементы оригеновского богословия заставили некоторых ревнителей православия относиться подозрительно к оригенизму и ко всей «эллинской мудрости», «яд которой Ориген», по словам Епифания, «изрыгнул против верующих».

Основателями латинской христианской литературы считаются римский папа Виктор и Аполлоний. Она представляет собой, с одной стороны, апологетику, а с другой, вместо догматики, – практическую мораль. Но писателями, впрочем, он не были, ими были Тертуллиан и Мануций Феликс. Тертуллиан был автором многих сочинений как апологетического, так и моралистического и догматического плана, напоминал по своему характеру Татиана и подобно ему кончил жизнь еретиком (монтанистом). От Мануция Феликса сохранилась только апология «Октавий», в которой автор подражает Цицерону и вообще пытается обосновать христианство скорее как философию, чем как религию, избегая всего, что ввиду своей сверхъестественности претило интеллектуалистическому настроению римского общества. Но это было лишь начало римской христианской литературы.

 



 
PR-CY.ru