Религии народов Америки - Страница 12

Еще один центр индейской цивилизации находился на территории современной Колумбии. Здесь, в районе нынешней столицы государства. Боготы, проживали племена чибча, или муисков. В религии этого народа важную роль играл бог-покровитель войны и обряды, связанные с войной. Тела наиболее выдающихся воинов после смерти мумифицировали и во время сражений вносились в самый разгар битвы. Они поднимали дух соплеменников, считавших, что мумии продолжают сражаться на стороне своего народа. Кроме того, заметной фигурой в религии чибча был герой Бочик, походивший на ацтекского Кецалькоатля; его описывали стариком с длинной белой бородой. В мифах чибча он являлся богом солнца, который обучил людей всем искусствам и ремеслам. Главным центром культа у чибча-муисков было священное озеро Гуатавита, расположенное вблизи Боготы. В праздничные дни его водам приносились жертвы золотом и изумрудами. Правитель племени, собрав эти драгоценности, выплывал на лодке на середину озера и бросал их в воду.

 

С этим озером был связан и еще один интересный обряд. Новый вождь племени, вступая в должность, покрывал свое тело золотой пылью, которую затем необходимо было смыть в водах священного озера. Этот обычай мог послужить основой для легенд о стране сказочных богатств – Эльдорадо, что в переводе с испанского означает «позолоченный человек». В надежде отыскать волшебную страну тысячи искателей приключений и богатства ринулись в Новый Свет, неся гибель коренному населению Америки.

Религии сегодня. Переселенцы из Европы принесли с собой и новые религиозные верования. Главенствующая роль здесь принадлежит католикам и адептам различных направлений протестантизма: баптистам, методистам, адвентистам, мормонам и др.

Духовная жизнь коренных американцев сегодня отличается двумя основными чертами: осознанием своего единения со вселенной и синкретическими верованиями. Религиозный синкретизм характеризуется как смешение различных элементов верований во внутренне противоречивую систему мировоззрения. По отношению к архаической религии, к которой можно отнести и религии аборигенов Америки, это понятие означает слабое разделение религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовной и практической жизни человека – трудом, социальным устройством и т.д. В Латинской Америке, особенно в Бразилии и на Антильских островах, сохранились элементы религий африканских предков. Они изменились в результате знакомства с христианством и с верованиями индейцев. Большинство приверженцев синкретических церквей являются одновременно католиками. Наиболее сильная часть культа – обладание посвященным одним или несколькими духами.

Духи и сегодня остаются едва ли не главным элементом верований коренных американцев. Земля считается матерью-кормилицей, о которой следует заботиться. Все в природе проникнуто священными силами. Так, горы, таинственные места, откуда дуют ветры, и где жизнь вырабатывается в воде, вмещают множество духов. У некоторых индейцев существует одна высшая сила (маниту у народов алгокинской языковой группы), но большинство предпочитают устанавливать контакт с духами. Духов, присутствующих в животных и растениях, надо почитать, с ними можно советоваться. В индейских мифах присутствует таинственный и важный персонаж трикстер, или божественный шут. Злобный и лукавый, смешной и безнравственный, он воплощает принцип беспорядка, но он же приносит людям цивилизацию. Это он, как считается, научил индейцев Калифорнии методам лечения и шаманскому колдовству. Распространена также вера в существование животного-побратима, находящегося рядом с человеком от рождения до смерти и защищающего его. Если животное-побратим ранено или поймано, человек заболевает, если оно умирает, человек умирает тоже.



 
PR-CY.ru