Религии народов Америки - Страница 13

Ритуалы. С духами, являющимися во сне, в состоянии транса или в видениях, которые могут предстать в виде природных сил: воды, солнца, молнии, ветра, облаков, – духов животных или умерших охотников и воинов индеец входит в общение во время обряда инициации. Встретив своего духа, он получает от него особую охотничью песнь, которую должен хранить в тайне и исполнять только в исключительных случаях (при крайней опасности или перед смертью); хранить в тайне нужно также магические предметы (камни, перья, хрусталь, зерна, кости, ткани), собранные в священный мешок («мешок исцеления»).

 

Для индейцев страдания и болезни объясняются колдовством. Следует призвать на помощь колдуна, который сумеет извлечь болезнь из тела пациента. Некоторые церемонии требуют превозмочь сильную боль, например, при пребывании в парных банях, которое должно очистить тело, или при исполнении танца на солнцепеке (солнечный танец), при котором устанавливается связь со светилом. Несмотря на преследования и насильственное крещение, американские индейцы сохраняют верность культуре и религии предков.

Гаитянский вуду. В Бенине (старое название Дагомея) до сих пор распространен культ духов «водун». Потомки черных рабов, привезенных в Америку, частично сохранили веру предков и после принятия христианства. Культ водун сохранился, в частности, на Гаити, там он известен как гаитянский вуду. Возникший во времена рабства, он представляет собой особую форму протеста против власти белых. Вуду – народная религия, существующая параллельно с христианством. Как и в чисто африканских религиях, единый Бог («Великий хозяин») находится где-то далеко. Ритуал, исполняемый хунганом, включает священнодействия и жертвоприношения; он совершается вокруг центрального столба, считающегося «дорогой духов». У каждого верующего есть дух-покровитель, называемый лоа. Каждый лоа носит свое имя и имеет особую внешность, все лоа подразделяются на две группы – миролюбивые лоа рада, ассоциирующиеся с водой, и лоа петро, более жестокие и могущественные, ассоциирующиеся с огнем. Наиболее зрелищным моментом культа вуду становится вселение лоа. Ритуальные впадения в транс объединяют верующих в общину и дают им ощущение безопасности. Последователи вуду сохраняют благодаря этому культу верность креольскому языку, главному символу их протеста, несмотря на то, что святые католической церкви часто ассоциируются с различными лоа, а календарь церемоний рассчитывается по литургическому христианскому календарю.

Шаман и сегодня играет огромную роль в религиях Америки; шаманы существуют также во многих традиционных религиях Северной Азии и у народов Арктики. Он занимает положение посредника между миром людей и миром духов. Шаман – человек, обладающий сверхъестественной силой, который в состоянии транса, например наевшись галлюциногенных растений или после продолжительного поста, может мысленно отправиться в иной мир и во время этого путешествия войти у контакт с духами, помогающими ему одолеть злые силы. Основная его обязанность – искать заблудившиеся души и бороться с болезнями, но он может также предсказывать будущее, толковать предсказания, обеспечивать удачную охоту, вызывать дождь, защищать людей, уличать воров и колдунов. Благодаря своему знанию мира невидимых сил и общению с умершими он способен восстановить порядок в мире. Но шаман может также стать опасным, например, может насылать болезни. Так что функции его двойственны – для одних благоприятные, для других нет.

Наиболее важным культом является культ кандомбле. В нем элементы религиозных верований некоторых африканских племен, в частности банту, и индейцев соединены с католичеством. Почитают оришу, божество нигерийского народа йоруба. Ориши нередко идентифицируются с католическими святыми (например, Йеманжа, богиня тихих вод, слилась с Богоматерью в силу своей роли прародительницы различных божеств); однако церемонии (священнодействия, инициация, жертвоприношения, транс, песнопения и пляски) гораздо ближе к африканским традициям. Следует также упомянуть о культе макумба, распространенном в городах, и его вариации умбанда. Зародившись в 1936 г. в области Рио-де-Жанейро, это синкретическое верование сложилось на основе африканских культов и традиционных религий американских индейцев, а ныне, в пору наивысшего расцвета, многое позаимствовало у традиционных религий. Он включает как эзотерический обряд умбанда, к которому допускаются только посвященные, так и другие, более популярные, в которых почитаются десять ориша, а также образы святых (бывших рабов, американских индейцев и детей). Культ сводится к достижению состояния одержимости, когда посвященный становится «вместилищем» духов и способен общаться с ними.

Эти религии, по-видимому, выполняют функции социальной компенсации в среде угнетенных социальных групп. В Бразилии, после разгона африканских сект полицией, увеличилось число душевнобольных, и для исцеления им рекомендовали вернуться к кандомбле.



 
PR-CY.ru