Ранние формы религии - Страница 10

Во-первых, это наличие определенного похоронного обряда. Возможно, первичной функцией похорон являлась чисто утилитарная забота о гигиене места обитания, однако сохранившиеся погребения позволяют достоверно утверждать, что первобытный человек заботился о покойнике: умершего хоронили в определенной позе (как правило, лицом на восток – навстречу поднимающемуся Солнцу). Пещерный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники проходили через обряд определенной подготовки их к загробной жизни: место погребения посыпали красной охрой, рядом с ним клали предметы обихода, украшения, утварь. Это говорит о том, что древние люди верили в сохранение некой формы жизни после смерти, опасались вреда со стороны умерших членов племени и стремились этого не допустить с помощью проведения обрядов. Разумеется, археологические данные не позволяют реконструировать погребальный обряд, но важно, что он уже существовал. И существовали определенные представления о загробном мире. Но какими бы смутными ни были эти представления, из них явствует, что загробная жизнь казалась древним людям продолжением жизни земной. Иными словами, уже в эпоху палеолита сложились идеи о существовании наряду с реальной жизнью иного мира – мира умерших и духов. Считалось, что покойники могут как-то влиять на жизнь живых (чем и объясняется особая забота о мертвых).

Во-вторых, это практика магических изображений в пещерной живописи, ритуальные наскальные изображения. Многочисленные насечки и углубления на рисунках животных позволяют утверждать, что рисунки не являлись прообразом возникновения искусства, а несли дополнительную смысловую нагрузку. Возможно, непосредственно перед охотой мужчины племени «разыгрывали» свои последующие действия, «поражая» нарисованных животных, и тем самым обеспечивали себе удачу в настоящей охоте. Аналогичный обряд сохранился в таком же виде у аборигенов Австралии. Очевидно, в тех же пещерах происходили и обряды инициации (посвящения), которые должны были приобщать юношей к взрослой жизни. Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных либо людей, ряженных в животные шкуры, а то и просто полулюдей-полуживотных. Эти связи между людьми и животными, опосредованные культом плодородия и размножения (статуэтки женщины-матери с подчеркнутыми половыми признаками часто встречаются на стоянках пещерных людей), получили вполне определенное религиозное осмысление.

Эти рисунки свидетельствуют также о наличии в культуре неандертальцев элементов магии, т.е. действий, цель которых заключается в сверхъестественном (с позиции современного знания) воздействии через посредство предметов или образов на людей, объекты и силы природы. Магические ритуалы могут быть как непосредственными (когда человек производит их самостоятельно), так и связанными с верой в духов, т.е. анимистическими. Многообразие форм воздействия в бытовой культурной практике связано с представлениями о различных способах передачи магической силы и разнообразном ее применении. Для более успешного воздействия использовались зелья и танцы, особые виды одежды и заговоры. Считалось, что жены были магически связаны со своими мужьями, поэтому женщины помогали воинам, соблюдая различные табу (запреты) во время сражения или охоты. Элементы магии и украшения были средствами достижения единой цели, причем магическое и эстетическое не разграничивалось. Запрет шумного поведения на охоте, связанный с реальной возможностью вспугнуть зверя, сливался с магическими табу, основанными на вере в возможность зверя понимать человеческую речь.

 



 
PR-CY.ru