Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 30

Став императрицей, Феодора отрешилась от своих дурных инстинктов и развила бурную государственную деятельность. Изведав жизнь куртизанки, Феодора, в частности, заставила Юстиниана издать много законов в пользу женщин. Она уговорила его начать кампанию против готов и вандалов, что позволило расширить границы империи и принесло Юстиниану славу. Императрица активно вмешивалась и в дела Церкви. Будучи сторонницей монофизитов, она добилась их реабилитации в 543 г., устроила свержение в 537 г. папы Сильверия и избрание на его место Вигилия, преданного ей бесконечно. Феодора умерла в 543 г., пробыв на престоле в общей сложности 21 год.

Юстиниан сумел твердо усвоить две идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих в одну теорию и проведение ее в жизнь с помощью светского государства составляет оригинальность концепции, которая сделалась сущностью политической доктрины Византийской империи. Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя, – такова была мечта, которую он лелеял с самого начала царствования. Он намеревался оружием возвратить утерянные римские территории, затем дать общий закон, которым будет обеспечено благосостояние жителей; наконец – утвердить веру, которая соединит все народы в поклонении единому истинному Богу.

Еще при своем вступлении на престол в 527 г. Юстиниан издал эдикт с изложением соборного исповедания христианской веры, включая учение о Святой Троице, Иисусе Христе как Богочеловеке, Деве Марии как Богородице, а также с анафематствованием учений Нестория, Евтихия и Апполинария. Представленное в указе вероисповедание объявлялось единственно истинным и обязательным для всех подданных, а вероисповедное разномыслие подлежало преследованию со стороны государственной власти. В 529 г. данный указ был включен в книгу «Кодекса Юстиниана», закрепив тем самым за императором заботу о насаждении единого для всех истинного богопочитания в единой империи.

У самого Юстиниана не было сомнения относительно природы императорской власти: именно император должен был соблюдать и обеспечивать гармонию в обществе, которая необходима для благополучия и мира. Идея блюстительства нашла выражение в названии императора епистимонархом, т.е. верховным наблюдателем за церковными порядками и устроителем церковных дел. Это звание давало, прежде всего, право созывать и распускать Вселенские соборы. Данной прерогативой императоры пользовались в течение IV–VIII вв. для решения самых разных догматических и канонических вопросов, которые, по их представлению, могли затронуть интересы государственной власти. Поэтому монархи обычно либо сами председательствовали на соборных заседаниях, либо поручали это своим представителям из числа лиц, принадлежавших к высшей государственной администрации, которые затем представляли императору подробный отчет о Соборе. После завершения Собора император утверждал все его определения, которые тем самым приобретали силу закона и включались в систему гражданского законодательства.

Однако, по византийским воззрениям, утверждение императором соборных определений вовсе не означало того, что догматическая важность и церковное значение данных актов находились в какой-либо зависимости от императорской санкции. Соборные определения сами по себе обладали достаточным авторитетом вследствие их согласия со Священным Писанием и Священным Преданием и в связи с утверждением их Вселенским собором, выражающим голос всей Церкви.

 



 
PR-CY.ru