Тема 3. Государство и Церковь в Византии эпохи первых Вселенских соборов - Страница 31

Но церковные иерархи (отцы Собора) все же предпочитали обращаться к государственной власти за утверждением соборных актов: считалось, что только принятые в согласии обеими властями церковно-государственного организма, они становились действительными для всего христоименного народа – членов Церкви и подданных императора.

Сами императоры постоянно подчеркивали, что их роль епистомонарха – это роль защитника Церкви и блюстителя ее вероучения и канонов. Вводя соборные акты в систему государственного законодательства, монархи рассматривали их как выражение Божьей воли, которая должна определять всю жизнь христианского государства, признающего Церковь в качестве носителя высшей религиозной истины.

Показательно, что сразу же после смерти Юстиниана в 565 г. Византия вступила в полосу неудач и упадка. Это объясняется тем, что успехи Юстиниана I во многом были достигнуты за счет истощения экономики. Многочисленные войны и постоянные поиски религиозных компромиссов (особенно в последние годы его жизни) дорого стоили. Церковь в его политической системе занимала особое место, но, провозгласив единство веры, Юстиниан не стеснялся применять и силу: против еретиков были устроены гонения, особым преследованиям подверглись сектанты (манихеи, монтанисты, иудеи и самаритяне), была закрыта Афинская школа. Созданный византийским императором режим нетерпимости к иноверцам станет в дальнейшем доктриной и образцом для папства.

Однако гонения Юстиниана лишь разжигали религиозные противоречия. Начали создаваться параллельные церкви (яковитская в Сирии, коптско-монофизитская (григорианская) в Армении). Поэтому Юстиниан начал обратный процесс – поиска компромиссов с монофизитами. Но это не удовлетворяло уже римский епископат, чья задача была противоположной. Папы стали «обрабатывать» византийского императора: начал Иоанн II, а закончил Агапий I. Им удалось склонить Юстиниана и патриарха Меннеса к формальной поддержке Халкидонского собора. Агапий стал заниматься организацией нового Вселенского собора, но вскоре умер. Император послал в Рим своего кандидата на папский престол Вигилия, личного секретаря и друга Агапия. Но королю Теодагату он был не нужен, и еще до его прибытия папой был «избран» Сильверий. Вигилий бежал из Рима после вступления в него нового остготского короля Тотилы, перебрался в Константинополь, где жил в течение десяти лет, одобряя ряд мер в пользу монофизитов. Это вызвало недовольство в Италии, Африке и Галлии. Вигилий в страхе перед расколом церкви изменил позицию, что вызвало гнев императора.

Юстиниан первый отчетливо противопоставил народной воле «милость Божию» как источник верховной власти. В его царствование зарождается теория об императоре как «равном апостолам», получающем благодать прямо от Бога и стоящем над государством и над Церковью. Бог помогает императору побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана приобретают уже характер крестовых походов. Он не только отразил внешних врагов на востоке, варваров – на севере, но и осуществил грандиозные завоевания на западе. За двадцать лет (с 535 по 555 гг.) ему покорились Северная Африка, Италия и часть Испании. Основанные им Карфагенский и Равеннский экзархаты надолго стали оплотом Византийской империи, территория которой увеличилась почти в два раза. Византия, заняв Рим в 536 г. и покорив остготское королевство, вновь превратилась в самое могущественное государство Средиземноморья.

 



 
PR-CY.ru