ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ - Страница 2

Обозначение одушевлённых ангельских сил и неодушевлённых светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевлённого. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие – в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще всё «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах. Господь предостерегает Израиль от религиозного поклонения воинствам небесным (Втор. 4:19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто «пойдёт и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному», будет предан смерти (Втор. 17:2–5). Однако Израиль не избежал служения воинствам небесным. Оставив «все заповеди Господа Бога своего», израильтяне «сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…» (4 Цар. 17:16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Там же он «поставил истукан Астарты» (4 Цар. 21:1–7; ср.: 2 Пар. 33:3, 5). Живописную картину приготовления к совершению астрального культа рисует пророк Иеремия: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам» (Иер. 7:18). Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (Иер. 10:2; Ис. 47:13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (4 Цар. 23:4–5; Иер. 19:13). В видении пророка Иезекииля эти культы характеризуются как «мерзости»: «...Видишь ли, сын человеческий? обратись, и ещё увидишь большие мерзости. И ввёл меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез. 8:15–16). Согласно эсхатологическим представлениям, отражённым в книгах пророков, в конце времён это воинство небесное будет уничтожено (Ис. 34:4; ср.: Мф. 24:29), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (Ис. 24:21–22), Бог истребит поклоняющихся им (Соф. 1:2–5). В апокалиптическом видении пророка Даниила часть воинства небесного будет низринута на землю «царём наглым и искусным в коварстве», который придёт в конце времён «на две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8:9–11, 14, 23–25).



 
PR-CY.ru