ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ

ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ – библейское выражение, употребляемое для обозначения ангелов: «...Выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его» (3 Цар. 22:19; ср.: 2 Пар. 18:18; ср.: Лк. 2:13), в том числе падших: «И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее (букв. – «воинство высоты») на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме…» (Ис. 24:21–23), и небесных светил: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звёзды и всё воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор. 4:19). Также это выражение может служить указанием на множественность, например, когда обетованное Давиду потомство сравнивается с воинством небесным (Иер. 33:22; ср.: Иов. 25:3). Однако контекст далеко не всегда позволяет исследователям указать его точное значение. Исследователи полагают, что попытку провести различение и закрепить его филологически представляют собой различные греческие эквиваленты еврейского выражения, предложенные в переводе Семидесяти, где данное выражение может передаваться как «воинство неба», например, в 3 Цар. 22:19; Неем. 9:6b – «воинства небес» (ср.: Лк. 2:13; Откр. 19:14) или «сила неба» (например, в 4 Цар. 17:16; 2 Пар. 18:18; ср.: Пс. 32:6; Мф. 24:29; 26:64; Рим. 8:38; Еф. 1:21; 2 Фес. 1:7; 1 Петр. 3:22); «устройство», «мир», «украшение неба» (например, во Втор. 4:19; 17:3; ср.: Быт. 2:1); «звёзды неба» (например, в Дан. 8:10; в Ис. 34:4; 45:12). Воинство небесное создано Богом (Быт. 2:1; Пс. 32:6), его единственным Творцом (Неем. 9:6a). Существа и силы, составляющие воинство небесное, окружают Бога (3 Цар. 22:19; ср.: 2 Пар. 18:18) и служат Ему (Неем. 9:6b), благословляют (Пс. 102:21) и восхваляют Его (Пс. 148:2). Как творение Божье воинство небесное не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звёзды сражаются на стороне Израиля против его противников (Суд. 5:20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (Мф. 2:2). При этом Сам Христос есть не только «корень и потомок Давида», но и «звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). В песнопениях, посвящённых Его Рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал. 4:2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (2 Петр. 1:19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (Мф. 27:45), и при Его Втором пришествии «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24:29–30). Сам Господь предводительствует воинством небесным (Ис. 40:26; ср.: Дан. 4:32) и дает ему закон (Ис. 45:12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (букв. – Господь воинств, подробнее см. ст. Господь Саваоф).

 



 
PR-CY.ru