«ПЛАЧ ИЕРЕМИИ» - Страница 2

В книге «Плач Иеремии» с большим уважением говорится о царе Седекии и о надеждах, которые возлагались на его правление. Исследователи отмечают, что эти слова никак не могли исходить от Иеремии, который обличал этого царя. Другие исследователи видят в этом лишь общее мнение иерусалимлян, передаваемое автором, который при этом традиционно для благочестивого иудея с благоговением относится к царскому сану. Изысканный стиль поэмы говорит об авторе, который писал в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях. Исследователи отмечают, что «Плач Иеремии содержит пять песней. В первой, во второй и в четвёртой песнях по 22 стиха – по числу букв еврейского алфавита. Каждый стих «пронумерован» соответствующей буквой и начинается с этой же буквы. В третьей песни 66 стихов, организованных в 22 трёхстишные группы; каждый стих внутри одного трёхстишия начинается с той буквы еврейского алфавита, которой он предваряется. Пятая песнь также состоит из 22 стихов, но не содержит их буквенной нумерации (и соответственно, не содержит акростиха). Акростих в еврейской Библии не мог быть выдержан в переводах на другие языки. Названия букв формально выставлены в Вульгате (при том, что начальные буквы стихов, разумеется, «алфавитно» никак не согласованы с названной буквой), в некоторых изданиях Септуагинты и в церковнославянской Библии. В критическом издании Септуагинты Альфреда Ральфса, в протестантских переводах и в русском Синодальном переводе «Плача Иеремии» их нет. Схожий структурно-поэтический принцип наблюдается в Псалме 118 и, в более простом виде (по одной фразе на каждую букву), в ряде других псалмов, например, 9–10. Отдельные стихи из «Плача Иеремии» столетиями распевались (на особый псалмовый тон) на страстной утрене католиков в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу, известной исследователям на Западе под метафорическим названием «Tenebrae». Каждый стих, как правило, заканчивается текстомузыкальным рефреном (текст – также из «Плача Иеремии») «Ierusalem, convertere ad Dominum Deum tuum» («Иерусалим, возвратись к Господу Богу своему!»). Композиторские вокальные сочинения (с использованием инструментов или без них) на тексты «Lamentationes» (как правило, распетые на музыку, никак не связанную с типовыми псалмовыми тонами) известны исследователям, начиная с эпохи Возрождения (вторая половина XV в.) вплоть до XX в. На стихи «Плача Иеремии» опирался жанр камерной (вокально-инструментальной) французской музыки барокко под названием «Leçons de Ténèbres» (букв. – «Чтения впотьмах»). Композиторские «Плачи Иеремии», начиная с эпохи барокко, представляли собой весьма изысканную концертную музыку (наподобие кантаты или оратории) и не предназначались для богослужения. В справочной и научной литературе музыкальные обработки «Плача Иеремии» называют ламентациями.



 
PR-CY.ru