«ПЛАЧ ИЕРЕМИИ»

«ПЛАЧ ИЕРЕМИИ» – книга, входящая в состав еврейской Библии (ТаНаХа) и Ветхого Завета; шестая книга раздела «Ктувим» еврейской Библии. В древнееврейском языке книга названа по первому слову Эйха́! («Как!»). Вавилонский Талмуд использует выражение «Кино́т», т.е. «Плачи», «Элегии». В Септуагинте книга называется «Плачи», «Плачевные песни», в Вульгате соответственно – «Lamentationes», что стало основанием для названия книги на многих европейских языках. В латинском и в русских переводах Библии «Плач Иеремии» помещён после «Книги пророка Иеремии», в Септуагинте между «Книгой пророка Иеремии» и «Плачем Иеремии» помещена «Книга пророка Варуха». В еврейском каноне «Плач Иеремии» обычно находится в разделе агиографов (или Писаний), который также включает в себя книги «Песнь Песней», «Руфь», «Екклесиаст» и «Есфирь» – пять свитков, собранных под общим названием «Мегилло́т» («Свитки»). В некоторых современных изданиях еврейских Писаний «Плач Иеремии» размещается между книгой «Руфь» или «Есфирь» и книгой «Екклесиаст», однако в древних рукописях он стоял после «Книги Иеремии». Книга представляет собой плачевную песнь, в которой выражается скорбь о бедствии, постигшем израильский народ в 586 г. до н.э., когда вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим. Традиционно автором книги считается пророк Иеремия (так книга впервые озаглавлена в Септуагинте), что, однако, не доказано. Считается, что книга была написана вблизи Иерусалима после его разрушения в 586 г. до н.э. В Септуагинте книга сопровождается следующими вступительными словами: «И случилось, после того как Израиль был уведён в плен, а Иерусалим опустошён, сел Иеремия пророк в слезах и плакал плачем этим по Иерусалиму, и сказал…». Иероним Стридонский, создатель первого латинского перевода, посчитал эти слова добавленными и в своём переводе опустил их. Тем не менее, евреи традиционно приписывают авторство «Плача Иеремии» пророку Иеремии. (Кроме того, его авторство поддерживает сирийская Библия (Пешитта), латинская Вульгата, Таргум Ионафана, Вавилонский Талмуд и другие переводы.) Однако часть современных библеистов дают другую атрибуцию книги. Они полагают, что книга была написана между 587 и 582 гг. до н.э., но не пророком Иеремией. Дело в том, что целый ряд признаков заставляет исследователей сомневаться в том, что Иеремия мог быть её автором. Некоторые исследователи видят в «Плаче Иеремии» сожаление о том, что Израиль не получил помощи от Египта. Но пророк Иеремия был решительно против надежды на такую помощь (Иер. 35:5–10). Впрочем, другие исследователи усматривают в этом стихе лишь передаваемые Иеремией ложные надежды иудеев, в которых он и раньше обличал сограждан (Иер. 37:5–10).

 



 
PR-CY.ru