МАРДУК

МАРДУК (аккад. – «телец солнца (бога солнца)» / «телец бури (грозы)») – в шумеро-аккадской мифологии главный бог вавилонского пантеона. В середине IV тыс. до н.э. шумерским культовым центром был город Урук (юг Месопотамии), где почитались богиня Инанна и бог Ану, затем религиозным центром стал город Ниппур (центр Южной Месопотамии), главой пантеона – Энлиль (начало III тыс. до н.э.). В конце II тыс. до н.э. верховным божеством стал Мардук (город Вавилон). Культ Мардука существовал в Южной Месопотамии уже в середине III тыс. до н.э.: его имя упоминается в текстах из городов Шуруппак (Телль-Фара) и Абу-Салабих (XXV в. до н.э.), но ранние свидетельства почитания Мардука малочисленны, и функции этого бога исследователям неясны, исследователи полагают, что они были связаны с осуществлением божественного правосудия. Достоверные свидетельства почитания Мардука содержатся в клинописных текстах первой половины II тыс. до н.э. Повышение статуса Мардука началось со времени правления представителя вавилонской династии Хаммурапи (1792 г. до н.э. – 1750 г. до н.э.), объединившего Южную и значительную часть Северной Месопотамии и создавшего единое централизованное государство со столицей в Вавилоне. Пролог текста законов, составленных от имени Хаммурапи, начинался с утверждения о том, что «великие боги, владыки небес и земли» Ану и Энлиль, передали Мардуку «божественную власть» (ellilûtu) над всеми людьми и возвысили Вавилон над другими землями, основав в нём «вечное» царство. С этого времени особый статус Мардука стал частью повседневных представлений населения, но официально Мардука признали главой месопотамского пантеона только через 500 лет. По мере распространения культа Мардука его образ обогащался характеристиками богов других городов. Одним из первых «поделился» своими качествами с Мардуком бог небольшого поселения Куар (Кумар) Асаллухи, которого почитали как сына главного бога города Эриду – Энки (Эа), бога подземных вод, мудрости и колдовства, занимавшего третье место в иерархии месопотамских богов после Ану и Энлиля; Мардука также стали считать сыном этого бога. исследователи предполагают, что образ Мардука был сознательно соединён с образом Асаллухи, чтобы подчеркнуть его связь с городом Эриду и близость к богу Энки, одному из древнейших шумерских богов (не принадлежавшего изначально пантеону Ниппура, во главе с Энлилем). Отождествление Мардука с Асаллухи, который помогал в лечении болезней, считался сведущим в магии и заклинаниях, отразилось в практике культа Мардука и способствовало росту популярности божества среди населения. Со второй половины II тыс. до н.э. имя Мардука чаще, чем имена других богов, стали включать в состав теофорных имён. В текстах молитв-заклинаний к Мардуку обращались с просьбами о здоровье и благополучии, называя его создателем, владыкой небес и земли, несмотря на то что главой пантеона в то время был Энлиль. В надписях на печатях Мардука называли тем, кто охраняет жизнь и даёт здоровье. Подчёркивались его сочувствие страдающим и способность противостоять смерти. Одновременно существовали представления о Мардуке как о грозном воине, мощь которого сравнивали с силой потопа или штормового ветра.

 



 
PR-CY.ru