ЛИЯ - Страница 2

В лице её сыновей Левия и Иуды к Лии восходят два основных наследственных национальных института Древнего Израиля: священства и монархии. Имена, данные Лией своим детям, и их истолкование отражают обстоятельства её семейной жизни, особенно её стремление завоевать любовь мужа (Быт. 29:31–35; 30:6, 8, 11, 13, 18, 20, 23–24). Кульминацией противостояния Лии и Рахили является история с так называемыми мандрагоровыми яблоками, которые нашёл для своей матери сын Лии Рувим. Согласно народным поверьям, они повышали рождаемость (Быт. 30:14–20). Рахиль, которая не могла зачать, купила этот экзотический фрукт у Лии за право провести ночь с мужем. Однако Лия, отдав плоды мандрагоры, сама забеременела, ибо Бог «услышал» её (Быт. 30:17), и родила ещё двух сыновей, в то время как Рахиль оставалась бесплодной в течение последующих трёх лет. После рождения шестого сына Иаков, вероятно, стал оказывать Лие больше внимания. В противостоянии Иакова и Лавана Лия активно выступала на стороне мужа (Быт. 31:1–18; 31:33; 33:1–7). Об обстоятельствах смерти Лии ничего не сказано; она была похоронена Иаковом в семейной гробнице патриархов в пещере Махпеле (Быт. 49:31). Позднейшее апокрифическое предание весьма эмоционально передаёт сцену прощания Иакова с Лией: «Ибо он скорбел об ней, так как любил её ещё более после того, как умерла сестра её Рахиль. Ибо она была благочестива и праведна во всех путях своих и почитала Иакова. И в течение всего времени, как она жила с ним, он не слышал из уст её никакого грубого слова; ибо она была кротка, и миролюбива, и праведна, и досточтима». Конфликт между сёстрами нашёл отражение и в истории с праведным Иосифом, любимым первенцем Иакова, которого притесняли дети Лии. В Древнем Израиле Лия наряду с Рахилью почиталась как одна из матерей народа, «которые… устроили дом Израилев»; к её имени обращались во время брачного благословения (Руф. 4:11). Согласно иудейской традиции, Лия была «слаба глазами» из-за обильно пролитых слёз, когда она узнала, что будет выдана за Исава, старшего брата Иакова, о дурном нраве которого была наслышана. Когда Иаков упрекнул Лию в обмане во время брачной ночи, она в ответ напомнила об обмане им своего слепого отца Исаака. Наиболее пространное символическое восприятие образа Лии представлено у Филона Александрийского, полагавшего, что она символизирует добродетель, и в отличие от Рахили представляет собой красоту души (или её разумную часть), а её имя аллегорически истолковывалось им как «уставшая». Это говорит о том, что она от тяжести природной жизни устремлялась к благу, и в то же время символически указывает отвержение нами добродетели как тяжкого труда. То, что Лия была нелюбимой (Быт. 29:31), указывает на близкую к Богу душу, отвергнувшую смертное и находившуюся вне страстей и поэтому ненавидимую всеми, кто поглощены чувственным восприятием. В христианской экзегезе, начиная с истолкования Иустина Философа во II в., Лия символизирует еврейский народ и синагогу, в то время как Рахиль – церковь. Слабость глаз Лии указывает на немощность и слепоту душевных очей иудеев.



 
PR-CY.ru