ЛИЯ

ЛИЯ – старшая дочь Лавана, жена праведного ветхозаветного патриарха Иакова (память в Неделю святых праотец). Несмотря на схожесть написания её имени с еврейским глаголом, означающим «быть утомлённым», его точная этимология в современных исследованиях признаётся неясной, обычно оно сопоставляется с аккадским, означающим «корова». Будучи дочерью брата матери Иакова, Лия приходилась ему двоюродной сестрой – такой близкородственный брак был призван оградить патриархов от вступления в союз с чуждыми народами, например, хеттеями (см. предостережения матери Иакова: Быт. 27:46; 28:2). В переводе Септуагинты (LXX) вместо «старшей» Лия именуется «большей» дочерью Лавана (Быт. 29:16). Данный термин также употреблён по отношению к народу, символом которого был Исав в рассказе о борьбе братьев Иакова и Исава в утробе матери (Быт. 25:23), что, в свою очередь, служит смысловой параллелью противостояния Лии с её младшей сестрой Рахилью. Лия стала женой Иакова в результате хитрости Лавана, подменившего обещанную полюбившуюся тому младшую дочь на её старшую сестру во время брачной ночи (Быт. 29:23–25). История противостояния Лии с младшей сестрой Рахилью – наиболее яркий в Ветхом Завете пример борьбы двух жён одного мужа за свой статус. Полигамно устроенное патриархальное общество Ветхого Завета приводит к соперничеству и зависти между жёнами (ср., например, противостояние Агари и Сарры – Быт. 11:30; 25:21). В повествовании о соперничестве Лии и Рахили каждая из жён обладает чертами, которые отсутствуют у её противницы: Лия стремится завоевать любовь Иакова, в то время как Рахиль приводит в отчаяние её бездетность; обе способствуют близости своего мужа со служанками (Быт. 30:9). По контрасту к образу внешне привлекательной Рахили о Лии сказано, что она «была слаба глазами» (Быт. 29:17), что часто объясняли отсутствием у Лии блеска в глазах как отличительной черты восточных женщин. Такое истолкование было основано на одном из вторичных значений еврейского глагола, который исходно означает «быть нежным, ласковым» (ср.: Втор. 28:54, 56; Ис. 47:1). Подобное понимание нашло отражение в апокрифической «Книге Юбилеев», где сказано, что «глаза Лии были слабы, но лицом она была очень красива». Между тем, употреблённое в отношении глаз Лии прилагательное может говорить о её утончённости и нежности. Таким образом внешне более привлекательная Рахиль противопоставляется нежной Лии. О Лии говорится также, что она была «нелюбима» Иаковом (в еврейском и греческом оригиналах буквально сказано «ненавидима» – Быт. 29:30–31). Тем не менее, за приниженное положение Бог вознаградил Лию детьми раньше её сестры. Рождение первенца у Лии было связано с особой милостью Бога, посетившего её в несчастье: «Господь отверз утробу её» (Быт. 29:31). После рождения первенца Лия восклицает: «Господь призрел на моё бедствие и дал мне сына: теперь будет любить меня муж мой» (Быт. 29:32, 34). Таким образом, рождение ребёнка для Лии было средством для достижения главной цели – завоевать любовь мужа. Лия смогла родить шесть сыновей, ставших родоначальниками колен израилевых: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, и дочь Дину (Быт. 29:32–35; 30:14–21).

 



 
PR-CY.ru