КАИН - Страница 13

Вместе с Авелем он представлен в отдельных композициях или циклах, посвящённых истории праотцев Адама и Евы и их потомков (Быт. 4:1–23). В зависимости от подробности изложения число композиций с участием Каина может достигать 13 или 14 сцен: Зачатие и рождение братьев; труды земледельца Каина и пастуха Авеля; жертвоприношение Каина и Авеля; Бог укоряет Каина после жертвоприношения, Каин уводит Авеля в поле; убийство Каином Авеля; Бог спрашивает Каина об Авеле; проклятие Каина Богом; Бог даёт знамение на Каина; изгнание Каина; рождение у Каина сына; строительство Каином городов; убийство Каина слепым Ламехом. В ранних памятниках, среди которых преобладают рельефы саркофагов, чаще всего встречается сцена «Жертвоприношение Каина и Авеля». Исследователям известно более 20 саркофагов IV в., включающих такие изображения. В композиции этой сцены используются, как правило, два варианта. В одном случае Каин и Авель стоят рядом или друг за другом, протягивая сидящему на троне Богу, представленному в виде бородатого мужа, свои дары: Какин как земледелец приносит плоды земли – сноп колосьев; Авель как пастух – ягнёнка. В другом случае Каин и Авель с теми же дарами представлены по сторонам от юного Христа. На фреске римских катакомб на Виа-Латина (IV в.) Каин и Авель изображены рядом с плачущими после изгнания из рая праотцами Адамом и Евой. Прародители одеты в звериные шкуры. Каин и Авель, стоящие с дарами в руках (колосья у Каина и ягнёнок у Авеля), отличаются одеждами. Авель как апостол облачён в торжественную праздничную длинную одежду – паллиум, Каин – в короткую тунику-эксомис. Это подчёркивает различное отношение каждого из братьев к Богу. Так, согласно христианской экзегезе, Авель исполнен благоговения и приносит лучшую часть от своего стада, Каин отдаёт плоды земли с безразличием и равнодушием (Евр. 11:4). Обычно же Каин и Авель бывают представлены в одинаковых одеждах – тунике с рукавами. Иногда Авель изображается в меховой одежде («Четырёхчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля, середина XVI в., музеи Московского Кремля; фреска Успенского собора Свияжского монастыря, вторая половина XVI в.). Отсутствие благоговения у Каина иногда выражается в том, что он подносит свой дар обнажёнными руками, Авель держит ягнёнка руками, покрытыми платом или краем одежды (миниатюры византийских Октатевхов XI–XII вв.; мозаика кафедрального собора Монреале, 1180–1190 гг.). На миниатюре Пятикнижия Ашбернема (Париж, около 500 г.) представлено несколько сцен, среди них: Каин, пашущий землю на упряжке быков; Каин и Авель, приносящие дары Богу. Каин изображён здесь не с колосьями, а с корзиной плодов, которую он держит обеими руками. В сцене «Авель и Каин перед Богом» Авель изображён в молитвенной позе, а разгневанный неприятием своей жертвы Каин – с опущенными руками и поникшей головой, за что он получил порицание от Бога (Быт. 4:5–7). В сцене убийства Каином Авеля, занимающей центральную часть миниатюры, Каин держит упавшего на колени Авеля за волосы, замахиваясь дубинкой; в композиции «Проклятие Каина Богом» Каин в отчаянии и злобе поднимает руки.

 



 
PR-CY.ru