КАИН - Страница 11

Этот вариант чтения нашёл отражение в христианской экзегезе. Ефрем Сирин заметил, что сошедший огонь с неба на жертвенник оставил приношение Каина невредимым; а поскольку это произошло перед лицом его сестёр и родителей, то это особенно расстроило Каина. В Быт. 4:7, согласно Септуагинте (LXX), слова Бога, обращённые к Каину, переданы как «не согрешаешь ли ты, хотя ты и правильно принёс, но неправильно разделил?». Таким образом, вопрос, почему Бог не принял жертву Каина, связан со способом её принесения. Уже в самом вопросе отражено его истолкование, на котором основывали одну из причин неприятия жертвы Каина древние авторы. В то же время Ириней Лионский специально отмечал, что, хотя жертва Каина была принесена правильно только внешним способом, именно зависть и злоба Каина по отношению к своему брату стала причиной отвержения его жертвоприношения. «Не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть приносящего освящает жертвоприношение и делает то, что Бог принимает его как от друга». О различии в наименованиях жертв братьев в переводе Септуагинты (Быт. 4:3–4) упоминает Иоанн Златоуст, который отмечает, что, парадоксально «назвав овец дарами, а плоды земные – жертвой, божественное Писание научает нас, что Господь ищет не приведения бессловесных и не приношения плодов земных, но только душевного расположения». Тем самым причина отвержения даров Каина заключалась в его внутреннем расположении и в его образе мыслей. По мнению Ефрема Сирина, ошибка Каина состояла в том, что он принёс жертву без выбора и с пренебрежением, т.е. он «дал Богу нечто, Ему принадлежащее, но самого себя оставил себе». Для Августина Блаженного Каин является символом людей с развращённым сердцем, приносящих Богу дар, которым «думают подкупить Его, дабы Он помог не уврачеванию их злых пожеланий, а их исполнению». Такие люди «используют Бога, чтобы наслаждаться миром». Кирилл Александрийский следовал толкованию Филона Александрийского: Каин оставил себе лучшие плоды, а в жертву принёс второстепенные, таким образом Каин оскорбил Бога. Иустин Философ в полемике с иудеями обращает внимание на то, что Бог принял дары Авеля, который был необрезанным, как свидетельство необязательности иудейского обрезания и прочих установлений закона. Другие авторы сопоставляли жертвы братьев с двумя народами. Так, древний Израиль, чьи жертвы не были приняты, отождествляется со старшим Каином, и новый народ – христиане, чьи духовные дары были предображены Авелем.

 



 
PR-CY.ru