ИУДАИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ

ИУДАИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ – самое древнее течение в иудаизме, обобщенное название различных течений и направлений, полагающих себя прямыми наследниками традиционного иудаизма и всей исторической иудейской традиции в том виде, в каком они сложились в Средние века. Слово «ортодокс» состоит из двух частей: «орто» («правильный») и «докс» («вера»). До XVIII в. внутри иудаизма не существовало оформившихся течений: иудаизм был просто иудаизмом, и в основном это был ортодоксальный иудаизм. Существовала некоторая разница между ашкеназами из Восточной Европы и сефардами из Испании и с Ближнего Востока, касавшаяся лишь традиций и обрядов. Противоречий же по фундаментальным вопросам не было, а иудаизм можно было определить одним словом – «традиция». Ортодоксальное течение стремится к сохранению связи с прошлым, подчеркивает свою преданность Галахе, закону иудаизма, соблюдению всех мицв. Ортодоксальные евреи меньше подвержены ассимиляции, они реже вступают в межнациональные браки. Его приверженцы считают, что, несмотря на все изменения социально-политического и экономического характера в странах проживания иудейских общин, незыблемой основой остаются религиозные законы в том виде, как они сформулированы в Талмуде (законы Галахи) и в фундаментальном своде правил и ритуалов, кодифицированных в средневековом (XVI в.) капитальном труде «Шулхан Арух». В качестве религиозного направления понятие «иудаизм ортодоксальный» появилось только в первой половине XIX в., когда под влиянием прогрессивных идей XVIII в. и в результате Великой Французской революции начались процессы секуляризации жизни евреев Европы. Одним из проявлений этого были успехи еврейского движения Гаскалы и формирование иудаизма реформистского, во многом порвавшего с древней традицией. Большинство раввинов выступили против новшеств реформистов в отправлении культа: молитв на местных языках, введению в богослужение органной музыки и т.д. Особенно жесткие формы ортодоксальный иудаизм принял в восточных провинциях Австро-Венгрии, где главным идеологом выступил М. Софер (1796–1839 гг.). В дальнейшем наиболее влиятельным идеологом стал уроженец Гамбурга С.-Р. Гирш (1808–1888 гг.), который утверждал, что гражданские права являются не целью, а средством выполнения иудеями своей духовной миссии. Он полагал возможным сочетать образованность в светских науках с верностью законам Галахи, но при этом отвергал критическое отношение к текстам Священного Писания. По его мнению, с разрушением Иерусалима политическая история приверженцев иудаизма закончилась, и главным стало единство религиозно-нравственное. Поэтому идеи политического сионизма также не нашли у него поддержки. В Восточной Европе (особенно в Российской империи) подавляющее большинство представителей ортодоксального иудаизма – это маскилы, которые наряду с требованием правового равноправия и призывом к модернизации быта выступили против ассимиляции.

 



 
PR-CY.ru