ИЕГОВА - Страница 3

Иосиф Флавий и Филон Александрийский считают произношение Иегова недозволительным. Феодорит Кирский свидетельствует: «имя» (Сый) называется неизречённым («Ибо запрещается произносить оное устами, пишется же оно четырьмя буквами; почему и называют его четверобуквенным»). Самаряне выговаривают оное Иаве, а иудеи Aia. Форма «Aia»,на которую указываeт Феодорит Кирский в качестве произношения Иегова самарянами, вполне соответствует принятой западной библейской наукой форме произношения Иегова – Ягве. С научно-грамматической стороны последнее произношение Иегова, по мнению исследователей, имеет очевидные преимущества пред утвердившимся с начала ХVI в. произношением «Иегова». Чтение Jehovah, возбуждающее сомнение в правильности уже в силу самой искусственности (неестественным образом слиты в одно – согласные одного слова и гласные другого), с грамматической точки зрения исследователи признают совершенно необъяснимым, невозможным. Наоборот, чтение «Jahveh» (прежде всего, объяснимо по аналогии с именами Исаак), давая, во всяком случае, подходящее значение имени; затем, форма «Jahveh» удовлетворительно объясняет употребительные в и библейском еврейском языке сокращения и новообразования от Иеговы. Переходя к вопросу о значении имени Иегова, о содержании обозначаемого им понятия по ветхозаветно-библейскому его употреблению, исследователи отправляются от того основного библейского текста (Исх. 3:14 – 15), где даётся (Моисею) откровение (хотя, может быть, и не безусловно новое) об имени Иегова и где, поэтому, исследователи справедливо ищут указания как на словопроизводство Иегова, так и на идею этого имени. Посылая Моисея освободить израильтян из рабства египетского для образования из Израиля собственного народа Божия, народа царского и священнического, Бог говорит Моисею: «Я есмь Сущий, ehjeh ascer ehjeh..., так скажи сынам израилевым: Сущий (Ehjeh), послал меня к вам... Господь (Jehoиah), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование о Мне из рода в род». Данное место, подтверждая принятую исследователями этимологию и произношение Иегова (от «havah¬hajah», «быть»), даёт самый общий и широкий признак в Боге, применяя к Нему категорию бытия: Бог есть верховное бытие и источник бытия (последнее, причинное значение «Ehjeh» и «Jahveh» само собой даётся, если видеть в «Jahveh» с некоторыми форму гифил, хотя принудительных оснований к тому исследователи не видят). Бытие Бога, по данному месту, конечно, не есть чисто отвлечённое бытие в философском смысле (вообще чуждое мировоззрению библейских евреев) и даже не прямо бытие покоящееся или вечное существование: судя по контексту речи (Исх. 3 сл.), но историческим обстоятельствам, при которых дано откровение имени Иегова, наконец, по религиозному развитию евреев данного периода, исследователи, напротив, признают, что в Исх. 3:14 – 15 говорится, прежде всего, об историческом бытии, точнее – об откровении или проявлении Бога в истории Израиля со времён его патриархов и во все последующие времена. Но вместе с тем форма имени Иегова («jahveh», «ehjeh»), указывая на историческое обнаружение деятельности Бога в мире, по свойству еврейского языка обозначает и бесконечность, неизменность и самобытность Бога («status perpetuus, continuus . et in infinitum durans»).



 
PR-CY.ru