ХЕТТЫ - Страница 3

Исследователи считают весьма вероятным, что Сутех являлся у хеттов богом Солнца, но это и не исключает того, что Сутех имел и другие свойства. Хеттские божества имели свои женские половины, такую имел и Сутех. Также у хеттов были более могущественные богини. Договоры Рамзеса II и Хаттусили упоминают несколько богинь, но называют только одну – Астарту (или Антарату). Есть ещё другие имена богинь. Исследователи считают вероятным, что после эпохи Рамзеса II культ Сутеха стал уступать культу «великой богини» Кибелы, считавшейся матерью богов. Любопытным для исследователей остаётся факт мистического почитания у хеттов равностороннего треугольника. Исследователи полагают, что эта скромная геометрическая фигура считалась источником могучей силы, даже источником жизни. Это изображение равностороннего треугольника помещалось на печатях, и к нему присоединяли ещё другие образы. Иногда в треугольник помещались глаза. Исследователи полагают, что главное женское божество хеттов было первообразом малоазиатской «Великой Матери» с именем Ма, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богазкёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром восьмиугольном головном уборе. Институт жрецов и жриц был у хеттов велик. Богиня любви, плодородия и войны Шавушка была заимствована у хурритов. Храмы имели сходство с семитическими. В Эюке и Богазкёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшаяся завесой святая святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме – престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-Кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч. Хеттейские храмы не сохранились. У исследователей есть основание полагать, что многие религиозные церемонии, жертвоприношения, вообще многие элементы культа хеттеев проводились не в храмах, а, скорее, на холмах и дубравах. Совершение религиозных обрядов в дубравах было связано с почитанием неодушевлённых предметов. Сергей Сергеевич Глаголев в «Очерках по истории религий» писал: «В Каппадокии найдены и исследованы хеттейские барельефы, которые дают представление об этих храмах. Он имел внешний двор и внутреннее святилище, в котором находилось ещё святое святых. В последнее мог заходить только верховный жрец и те сослужители, которое считались близкими к божеству. С каждой стороны входа возвышались высокие колонны, колонны являлись символами богини плодородия. Во внешнем дворе помещался медный жертвенник, слева от него идол богини Антарата, Астарата или Атарата, рядом с которой должно было быть озеро со священными рыбами.

 



 
PR-CY.ru