АРАД - Страница 3

В конце 1980 гг. Давид Уссышкин и другие археологи предложили полностью пересмотреть стратиграфию, отказаться от ранней датировки святилища и датировать все нижние слои одним периодом – VIII в. до н.э. Святилище вместо X в. попадает в конец VIII – начало VII в. до н.э.; перестройка стен в слое А. VI – не в начало VI в. до н.э., а в эллинистическо-римское время. Это ставит под сомнение как точность исторических интерпретаций, так и анализ текстов остраконов. В Араде были обнаружены 88 надписей X–VI вв. до н.э. на древнееврейском, десятки арамейских V–IV вв. до н.э., несколько греческих I–II вв. н.э. и арабских VII–IX вв. н.э. Наибольший интерес у исследователей вызывают древнееврейские остраконы, которые являются свидетельством бытования древнееврейского языка как письменного в X–VI вв. до н.э. в его южной (иудейской) разновидности. На основании датировки по палеографическим данным эпиграфику Арада исследователи распределяют по следующим периодам. 1) Пять остраконов X–IX вв. до н.э.: расписки в получении товаров с указанием личных имён и количества (веса) товара; 2) девять остраконов первой половины VIII в. до н.э. – сильно повреждённые надписи, состоящие из одного или нескольких знаков, дают список лиц, функции которых остаются неясными, и, как полагают, письмо, содержащее помимо обрывков личных имён другие слова («(вы)дай», «который», «господин»); 3) четырнадцать остраконов третьей четверти VIII в. до н.э. содержат списки личных имён, в одном случае с указанием количества (полученного товара?); дают примеры весьма распространённой в израильской эпиграфике формулы принадлежности; чаша с несколько раз выписанным словом «Арад»? представляет особый интерес для палеографии, т.к. наряду с обычным для финикийского письма направлением справа налево здесь отмечено и противоположное направление; 4) среди 24 остраконов последней четверти VIII в. до н.э. преобладают списки личных имён иногда с указанием количества; особую группу представляют остраконы, найденные вблизи святилища, на каждом из них надписано одно имя собственное: по одному из предположений (Й. Ахарони, А. Лемер), речь идёт о черепках, служивших в качестве жребиев для установления порядка службы жрецов; 5) из пятнадцати остраконов второй половины VI–I в. до н.э. особого внимания исследователей заслуживает остракон, представляющий собой частично сохранившееся письмо от имени царя, начинающееся со слов «я воцарился (царствую) во вс(ей земле Израиля)»; 6) из 38 остраконов начала VI в. до н.э. около половины составляют письма, адресованные Элиашиву с предписаниями выдать хлеб, муку, вино или масло в одних случаях «китеям» (по-видимому, жителям островов Средиземного моря), а также отдельным лицам, находившимся на службе в Иудейском царстве. Письма построены по одной схеме. В приветственных формулах упоминается Божественное имя: «Пусть Господь дарует тебе благополучие»; «Благословляю тебя в Господе».



 
PR-CY.ru