АРАД

АРАД – крепость на севере пустыни Негев. В Библии об Араде говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ. 21:1; 33:40); позже царь Арада назван среди пленённых (Нав. 12:14). В этом районе селились потомки приёмного отца Моисея кениты (Суд. 1:16). Место древнего Арада (Тель-Арад в северо-восточной части долины Беэр-Шева) знал ещё Евсевий Кесарийский. Археологические исследования Арада в 1960–1970 гг. (Йоханан Ахарони, Рут Амиран, Зеэв Херцог) велись одновременно на двух уровнях телля (крепости): нижнем (город раннебронзовой эпохи – IV–III тыс. до н.э.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости, и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из одного–двух слоёв, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнееврейской письменности. Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в Араде прошло путь от посёлка эпохи энеолита до города, укреплённого каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Город был поделён на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много египетской керамики и других находок). Нижний телль был покинут в конце III тыс. до н.э. На верхнем телле выделяют семь периодов. Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Й. Ахарони и З. Херцогу, первое поселение железного века (X в. до н.э.) на верхнем телле не было укреплённым, но вскоре на его остатках выстроили крепость, которая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, около тысячи лет. Стены (квадрат 50х50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-западной части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним восточным двором, внутренним западным помещением со скамьями вдоль стен, у задней (западной) стены – небольшое (1,2х1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, два малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от которого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают некоторые параллели с Иерусалимским храмом (Исх. 26:15–25; 1 Цар. 6:2). В конце X в. до н.э. крепость Арада была сожжена, возможно, египетским фараоном Шешонком I во время кампании 925 г. до н.э. (1 Цар. 14:25–26) – в Карнакской надписи он назвал две крепости в Южном Израиле, «Больший Арад и Арад дома Иерухама». В этом случае возникновение крепости Арада исследователи датируют периодом Единого Царства (X в. до н.э.). Однако существует мнение, согласно которому крепость возникла в IX в.

 



 
PR-CY.ru