МАСУДИ - Страница 2

Масуди рассказывает об ирано-византийских и о византийско-арабских войнах, завершая политическую историю Византии современной ему эпохой правления халифа аль-Мути (946–974 гг.) и византийского императора Константина VII Багрянородного (913–959 гг.). Вторая часть отведена истории арабов и халифата. После рассуждений о хронологических системах разных народов мира (древних греков, римлян, сирийцев, египтян, израильтян, арабов, индусов) Масуди довольно подробно и традиционно для всей арабской исторической литературы повествует о происхождении родителей Мухаммада, о его семейной истории, о межплеменных распрях, об обращении Мухаммада и о его переселении в Медину. Далее переходит на летоисчисление по хиджре, доводя изложение истории, связанной с борьбой Мухаммада за единоверие, до его смерти в 11-м году, и продолжает повествование о событиях соответственно правлениям халифов – от Абу Бакра до аль-Мути. Сочинения Масуди исследователи считают важным источником сведений о восточноевропейских народах – хазарах, аланах, буртасах, булгарах, русах. Хазары показаны как народ, живущий вблизи устья реки Итиль (Волга). Подданные хазарского государя исповедовали различные религии – ислам, язычество и иудаизм, который приняли правители этой страны (хакан и его окружение), по свидетельству Масуди, при халифе Харуне ар-Рашиде (786–809 гг.). Могущественное царство аланов соседствует с христианской страной ас-Сарир (Серир – влиятельное в IX–X вв. царство на территории Дагестана). О буртасах сообщается как о языческом народе, живущем рядом с хазарами, который плавает по притоку реки Итиль на челнах и добывает ценную пушнину. Сведения Масуди о булгарах отражают неверные (по мнению исследователей, по сути, анахронические) представления об этнической карте Причерноморья: волжских булгар-мусульман и придунайских булгар-христиан он принимает за один и тот же народ, живущий вблизи Понта. Масуди рассказал о нападении русов на побережье Каспийского моря в начале Х в.; называл их многочисленным народом, среди которого выделялся «вид» аль-урдумана (ср. испан. lordomani – норманны), – они плавали с торговыми целями в Андалусию, Италию, Константинополь, Хазарию. Масуди полагал, что русы плавают по Понту и живут на его берегах, поэтому называет его «морем русов». Писатель отметил также, что народ под названием «ар-рус» византийцы именовали «русийа», что означает «красные, рыжие»; некоторые из русов в его время служили византийцам в сирийских приграничных крепостях.

 



 
PR-CY.ru