МАСУДИ - Страница 3

Славян (ас-сакалиба) Масуди считал живущими «под созвездием Козерога», т.е. на севере; из них он перечислил 11 «видов», среди которых встречаются неславянские этносы – немцы (ан-намджин), саксы (ас-сасин) и венгры (баджгирд). Из других имён идентифицированы дулебы, мораване, сербы, хорваты (чешские?); прочие наименования не имеют точных отождествлений, однако относятся, как полагают исследователи, к западной ветви славянства. Масуди отмечал, что среди славян были христиане, язычники-огнепоклонники (аль-маджус) и солнцепоклонники, и описал языческие храмы славян, строившиеся на горах. Масуди уделяет пристальное внимание религиям народов: рассказывает о зороастрийцах, манихеях, хуррамитах и последователях иных дуалистических вероучений, которых арабо-мусульманские богословы именовали зиндиками. Особый интерес для Масуди представляют иудаизм и христианство. Он упоминает о переводах Торы на арабский язык. Повествуя о жизни Иисуса (Исы), Масуди излагает веру христиан в Его крещение, распятие и вознесение и приводит даты этих событий. Масуди также рассказывает об апостолах и о мучениках; фиксирует момент официального принятия христианства в Римской империи и связывает историю римских императоров со времени правления равноаператора Константина I Великого, а впоследствии и византийских государей с событиями в истории христианства; упоминает о первых шести вселенских Соборах и о сущности конфликтов на них, об участниках и осуждённых, хотя его сведения, по мнению исследователей, не всегда точные. В этих вопросах он опирался на писавших по-арабски христиан: православных Евтихия, Александрийского патриарха (с которым Масуди встречался в Египте), и епископа Агапия Манбиджского, несторианского писца Якуба ибн Закарию, яковитского священника Абу Закарию Денху (с которым Масуди полемизировал в Багдаде и Тикрите), маронита Кайса. Многие сведения о византийцах Масуди получил от воина и дипломата Абу Умайра ат-Тамими и от известного морского военачальника Льва Триполитанина, византийца, принявшего ислам и воевавшего на стороне мусульман. Пользовался Масуди и книгами мусульманских предшественников: Ибн Хордадбеха, Кудамы ибн Джафара, аль-Якуби, ад-Динавари, ат-Табари, несохранившейся книгой выкупленного у византийцев пленника Муслима аль-Джарми, писавшего о Византии и соседних странах.



 
PR-CY.ru