ИХТИЛЯФ - Страница 2

Слово «разногласие» в языковом значении не содержит указаний на разобщённость и раздор, но оттого, что люди не могут принять разногласие, и их сердца не приемлют мнения, отличного от их собственного, разногласие приводит к раздорам и разобщённости. И в некоторых аятах Корана слово «разногласие» используется в этом значении. Что касается слова «противоречие» (хиляф), то Рагиб аль-Исфахани далее говорит: «Слово “противоречие” имеет более общее значение, чем “противоположность”, потому что все противоположности противоречат друг другу, но не все противоречия противоположны». Например, чёрное и белое и противоположны друг другу, и отличны друг от друга, но красное и зелёное отличаются друг от друга, но не противоположны друг другу, и поэтому слово “противоречие” имеет более общий смысл, чем “противоположность”, потому что включает в себя как возможность противоположности, так и возможность различия без противоположности». Абу аль-Бака аль-Кафави разъяснил различие между разногласием (ихтиляф) и противоречием (хиляф) в своей книге «Куллият»: «1) Разногласие – это когда пути различны, но цель одна, а противоречие (хиляф) – когда и путь, и цель различаются. 2) Разногласие – то, что основано на доказательстве, а противоречие – то, что не основано на доказательстве. 3) Разногласие – это следствие милости, а противоречие – следствие новшества (бида). 4) Если кадий вынесет решение на основе противоречия (хиляф), и этот же вопрос предстанет перед другим судьёй, то он может отменить это решение, потому что противоречие наблюдается в таких вопросах, где не может быть иджтихада, и это то, что противоречит Корану, Сунне и иджме». Различие между разногласием и противоречием исследователи объясняют более современным выражением: разногласие – это различие в средствах, но единство в цели, а противоречие – это расхождение как в средствах, так и в целях. Рагиб аль-Исфахани сравнил это с «группой людей, которые идут в одном направлении, но при этом каждый идёт своей дорогой, и это похвальное разногласие». А противоречие – это то, что содержит в себе разлад, споры и реальное расхождение, в то время как разногласие есть различие в выражениях, но не реальное разделение. И поэтому можно часто услышать, как учёные говорят: это разногласие (ихтиляф), но не противоречие (хиляф). Так происходит в случае, если разногласие словесное и два мнения можно объединить. И об этом также говорят: «Это разногласие в деталях, но не взаимоисключающее разногласие». А также говорят о сильном противоречии – это реальное разногласие, или сущностное противоречие. И именно в этом значении используется слово «противоречие» в выражении Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Противоречие (хиляф) – зло». А заявление, что между этими двумя значениями нет разницы, ошибочно.



 
PR-CY.ru