«ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» - Страница 6

Широкий отклик имела статья «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» протоиерея Иоанна Вениаминова (см. Иннокентий, митрополит Московский), приехавшего в Санкт-Петербург с Аляски. Обер-прокурор Синода Дмитрий Андреевич Толстой напечатал в журнале статью «Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г.». В «Журнале министерства народного просвещения» постоянно поднимались проблемы образования, в том числе духовного. Здесь вышел «Очерк истории народных школ в Германии» Ю.С. Рехневского. Подробно рассматривались история учебных заведений в России: рецензия на «Историю Киевской духовной академии» (СПб., 1843 г.) иеромонаха Макария (Булгакова; впоследствии митрополит Московский), статьи «Братья Лихуды: Эпизод из истории русского просвещения в конце XVII столетия» Ивана Яковлевича Образцова, «О заслугах покойного митрополита Литовского Иосифа в деле русского образования в Западной России» М.О. Кояловича и их современное состояние («О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях» Фёдора Ивановича Буслаева, «Школа для первоначального обучения детей крещёных татар в Казани» Николая Ивановича Ильминского, «О преподавании Закона Божия в учительской семинарии Северо-Западного края России» священника Михаила Ивановского). Вопросы педагогики и воспитания часто подавались в тесной связи с христианскими идеалами. Попечитель Одесского учебного округа Николай Иванович Пирогов в статье «Вопросы жизни» рассуждал о целях и задачах воспитания в свете христианской антропологии. По мнению автора, христианские истины делают осмысленным существование человека, определяют цель и задачи педагогической деятельности (эта публикация имела общественный резонанс). Последний номер журнала (ноябрь-декабрь 1917 г.) вышел под редакцией П.И. Лебедева-Полянского. Его открывало обращение народного комиссара просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, который наметил «общее направление просветительской деятельности» нового правительства: «Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царят безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения; а вместе с тем, устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые, как можно скорее, дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России».

 



 
PR-CY.ru