«ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ» - Страница 6

В сентябре 1923 г. в Петрограде В.Д. Красницкий объявил о разрыве возглавляемой им ЖЦ с обновленческим синодом. ЖЦ превратилась в небольшую обновленческую группировку, пытавшуюся, тем не менее, бороться за контроль над обновленческими приходами в Петрограде. Однако в январе 1924 г. В.Д. Красницкий был выдворен сторонниками обновленческого синода из Казанского собора, после чего ЖЦ практически лишилась серьёзного влияния. Весной 1924 г. члены ЖЦ в связи с попыткой ОГПУ и Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) скомпрометировать патриарха Тихона старались организовать его «примирение» с В.Д. Красницким. По плану «разложения тихоновской церковной партии», изложенному В.Д. Красницким в докладе ОГПУ, целью ЖЦ было «возродить... группу со своими групповыми епархиальными уездными и благочинническими комитетами и противопоставить тихоновским архиереям и благочинным..., восстановить ту тактику, которая была в 1922 г.». Начавшиеся в марте переговоры представителей патриарха с лидером ЖЦ, очевидно, были условием, которое поставило ОГПУ Тихону в обмен на легализацию Высшего церковного управления и освобождение некоторых архиереев из-под стражи. 21 мая 1924 г. патриарх Тихон подписал постановление об образовании нового расширенного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС), в который наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными патриарху, вошли В.Д. Красницкий и другие деятели ЖЦ, выразившие согласие принести покаяние. Допущение бывших активных обновленцев в общение с православной церковью вызвало неоднозначные суждения среди клира и верующих, что усугублялось требованиями В.Д. Красницкого предоставить ему должность заместителя председателя ВЦС и сохранить полученное в обновленчестве протопресвитерское звание. 9 июля 1924 г. патриарх Тихон наложил резолюцию о признании недействительным ранее изданного акта об образовании Синода и ВЦС. После того как в сентябре 1924 г. В.Д. Красницкий открыто признал провал своих попыток достижения соглашения с патриаршей церковью, ЖЦ покинули практически все бывшие сторонники. Поскольку живоцерковники своим тесным сотрудничеством с властями, доносительством и корыстолюбием скомпрометировали себя среди верующих, обновленческий синод и местные обновленческие органы в дальнейшем старались всячески отмежеваться от ЖЦ. Неоднократно делались заявления о том, что все утверждения, появившиеся в 1922–1923 гг. на страницах журнала «Живая Церковь» и вызывавшие «у некоторых верующих недоумения и сомнения», были лишь мнением группы ЖЦ. От живоцерковников отмежевывались обновленческие епископы. Руководивший обновленческим синодом «митрополит» Вениамин (Муратовский) писал: «Живцы – элемент самый гадкий, несмотря на их немногочисленность, они и доселе, где только появляются, делают исключительно только одну гадость. Они, воистину, диаволы во плоти!» С 1924 г. В.Д. Красницкий служил по воскресеньям без диакона и псаломщика в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Всего в городе к ЖЦ относилось не более двух–трёх храмов и часовен. Сохранение ЖЦ хотя бы и в качестве крайне незначительной организации было выгодно властям, которые продолжали рассматривать эту группу обновленцев как угрозу для церкви. В 1929 г. у ЖЦ осталась лишь одна церковь на Серафимовском кладбище Ленинграда. Некоторую солидность ЖЦ придавал служивший в церкви по праздничным дням белый «архиепископ» Иоанн Альбинский. Однако в 1934 г. он примкнул к обновленческому синоду. Лишившись со смертью В.Д. Красницкого в марте 1936 г. руководителя, последняя живоцерковная община на Серафимовском кладбище вскоре прекратила своё существование.



 
PR-CY.ru