ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 23

Кроме того, Зосима и Савватий иногда изображались в группе предстоящих на некоторых иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами – образы XVIII в. из вологодских церквей (Вологодский государственный музей-заповедник). Особо чтимые старообрядцами, Зосима и Савватий представлены на почётном месте (в первом ряду слева) в составе Собора русских святых поморского извода: на иконе конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия); на образе 1814 г. письма Павла Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей); на иконе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея). На иконе первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религий) Соловецкие святые – в третьем ряду правой группы преподобных (порознь: Зосима во главе ряда, Савватий в центральной части), на иконе русских чудотворцев начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский историко-культурный заповедник) – во втором ряду. На иконе середины – второй половины XIX в. (Третьяковская галерея) Соловецкие святые показаны крайними справа во втором ряду, рядом со святителями (напротив – преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские). Зосима и Савватий неоднократно изображались в книжной миниатюре. Известны лицевые Жития преподобных конца 1570 – 1580 гг. (Российская государственная библиотека), конца ХVI – начала ХVII вв. из библиотеки Ивана Александровича Вахромеева (Исторический музей). Аналогичные миниатюры иллюстрируют Сказание о Зосиме и Савватии 1623 г., вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий монастырь (Российская национальная библиотека), а также в рукописи «Сад спасения» 1709–1711 гг. (музеи Московского Кремля, до 1922 г. – в ризнице Соловецкого монастыря). Миниатюра «Перенесение мощей преподобного Зосимы Соловецкого» украшает рукописное Житие преподобных ХIХ в. (Российский государственный исторический архив). Образы Зосимы и Савватия встречаются в монументальной живописи, преимущественно ХIХ в., например, в росписи Петропавловской церкви деревни Заостровье (Рикасово) под Архангельском (изображены в рост, фронтально, в схиме и мантии). История посещения Зосимой Новгорода была отражена в серии фресок, размещённых на столпе Святой Софии Новгородской. Одна из сцен – о видении преподобного, «Пир у Марфы Борецкой». В составе Собора русских святых ростовые изображения Зосимы и Савватия (в академической манере) есть в ряду подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). Редкие сохранившиеся памятники резьбы ХVI в. с изображениями Соловецких чудотворцев – раки Зосимы и Савватия, созданные новгородскими резчиками в 1566 г. по велению игумена Филиппа (Третьяковская галерея, музеи Московского Кремля). Раки представляли собой большие саркофаги (200х70х70 см) с крышкой, выполненной из липовой доски (сохранились только крышки и боковая стенка от каждой раки).

 



 
PR-CY.ru