ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 22

Изображения Зосимы и Савватия вводились в состав икон-святцев на апрель, август и сентябрь (Минея на апрель конца XVI – начала XVII вв., иконы XIX в. из частных собраний). Среди икон, написанных в живописной палате Соловецкого монастыря в конце ХIХ – начале ХХ вв., наиболее популярны были заказные «семейные» иконы в масляной технике. На них изображали св. покровителей заказчиков иконы, предстоящих Соловецким чудотворцам, как на иконах-пядницах «Святые Пелагия, Прокопий Устюжский, Зосима и Савватий Соловецкие» 1904 г., «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, св. отрок Константин» 1915 г. (художники Василий Носов, М. Кичин, В. Чуев, Архангельский музей изобразительных искусств). Святые изображены в рост на фоне панорамы Соловецкого монастыря. Монастырь активно сотрудничал с иконописными сёлами Владимирской губернии, особенно с Холуем и Мстёрой. Ассортимент икон с изображением Соловецких святых, привезённых из села Холуй на Соловки, был широк: «иконы фольговые», «иконы кипарисовые с чеканкой и без чеканки», «в серебряных ризах», «в медных ризах», «образки никелевые». Эти дешёвые иконки небольшого размера были широко распространены на Севере. В ХIХ в. в Центральной России Зосима и Савватий почитались как покровители пчеловодства, что связано с тем, что 27 сентября (день памяти Савватия), согласно народным приметам, «должно убирать улья в омшаник». Известны иконы, где преподобные изображаются с пчелиными сотами (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник), а также иконы и цветные литографии, на которых они представлены с ульями (Архангельский музей изобразительных искусств, музей истории религий, Государственный Эрмитаж). В этом качестве они иногда включались в целебники с предписанием молиться «о умножении пчёл» (как на иконе второй половины XIX в. из музея истории религий). В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» Зосима и Савватий изображены на иконе конца XVII в. (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник), на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж, во втором ряду правой группы), на образе 1728 г. письма священника Георгия Алексеева (Третьяковская галерея), на прориси с иконы XVIII в. (во втором ряду крайними слева), на иконах «Собор всех святых Новгородских угодников» XIX в. (с поновлениями XX в.) из алтаря и 1960 гг. из местного ряда нижнего иконостаса церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде. Изображения Зосимы и Савватия были в третьем ряду на «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии Премудрости Божьей, который находился «в ризнице черниговской кафедры». Образы Зосимы и Савватия присутствуют на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. мастерской Василия Макаровича Пешехонова из местного ряда церкви во имя преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамского Преображенского монастыря (в настоящее время в домовой церкви Церковного управления Финляндской православной церкви в Куопио, Финляндия), а также в третьем ряду (Зосима с жезлом и чётками в руках, Савватий с чётками) на двух идентичных иконах-пядницах с этим сюжетом, написанных в 1876 г. валаамскими иноками (Нововалаамский монастырь, Музей православной церкви в Куопио, Финляндия).

 



 
PR-CY.ru