ЗЛО - Страница 3

Основой отношения древнего Израиля к окружавшим его явлениям действительности было представление о мире как о творении единого и благого Бога: Бог создал мир, и всё, что в нём – «хорошо весьма» (Быт. 1:31), есть «дело рук искусного художника» (Песнь 7:1). И если Он не оставляет Своё создание, и «правда Его пребывает во век» (Пс. 112:1), то этот порядок не может быть нарушен (Пс. 103). Пессимизм и презрение к миру как к низшей эманации божества и к месту временного пребывания души, «темнице», освобождение из которой является главной задачей человека на пути к благу, свойственные поздней Античности, для Ветхого Завета в целом не характерны. Напротив, для Ветхого Завета земля и всё, что на ней, – знак присутствия и активного участия благого Бога в жизни мира (Пс. 8; 19). И вместе с Божественным проклятием земли (Быт. 3:17), последовавшим за грехопадением первого человека, Ветхий Завет свидетельствует о Божественном обетовании: «Не буду больше проклинать землю за человека...» (Быт. 8:21). В то же время очевидность зла, неизбежный и повседневный опыт встречи с которым хорошо знаком каждому человеку, не только вызывала печаль и сожаление, но была и одной из наиболее тяжёлых испытаний для религии Ветхого Завета. Вопрос о том, как возможно зло в тварном мире, и какое место оно занимает в нём, непосредственно связан с проблемой отношения зла к Богу: являются ли переносимые человеком беды и несчастья частью замысла Божия о мире, или их появление стало следствием действия неких сил, не зависимых от Творца и Ему неподвластных? В рамках ветхозаветного монотеизма второй вариант ответа, свойственный дуалистическим религиозным системам, невозможен. Вместе с тем и попытка осознать зло как часть этого мира, сотворённого благим и праведным Богом, приводит к неразрешимым противоречиям. Ветхий Завет не даёт систематического однозначного ответа на эти вопросы, однако содержит множество свидетельств напряжённых размышлений над ними. Беды и страдания, переживаемые человеком, понимаются в Ветхом Завете, прежде всего, как следствие преступления заповедей. Одним из наиболее ярких текстов, демонстрирующих эти представления, являются слова пророка Моисея, сказанные им народу Израиля перед вторжением в Ханаан: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. (Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего), которые заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по (всем) путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле..., для овладения которою ты переходишь Иордан» (Втор. 30:15–18). Ряд противопоставлений – жизнь и смерть, добро и зло, послушание и непослушание, благословение и проклятие, служение иным богам и служение единому Богу – определяет существенные стороны отражённого здесь понимания зла, его происхождения и природы.

 



 
PR-CY.ru