ЗЛО

ЗЛО (лат. malum) – характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одарённых свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага. В Ветхом Завете, по мнению исследователей, предметы, явления, события, действия и переживания, так или иначе противопоставленные благому, полезному, соответствующему принятым нормам или эталонам, т.е. оцениваемые негативно в каком-либо отношении, характеризуются словами, производными от корня «r». При этом «плохое», «дурное», т.е. неупорядоченное, неправильное и «вредное», «опасное», т.е. приносящее вред или способное его причинить, а также зло как нравственная характеристика людей и их поступков и зло, переживаемое человеком, т.е. страдание, беда, несчастье, различаются только контекстуально, но не терминологически. Так, слова с корнем «r» служат определениями предметов и явлений, опасных и вредоносных по своей природе, и таким образом подчёркивают эти свойства. Например, «злой» нередко называется болезнь: «Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени (головы) твоей» (Втор. 28:35; ср.: Втор. 28:59: «...Болезнями злыми и постоянными»; Втор. 7:15; Иов. 2:7: «...Проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его»; Еккл. 6:2: «тяжкий недуг»; 2 Пар. 21:19). Когда речь идёт о диких зверях, представляющих собой угрозу для человека, используются те же эпитеты: «хищный зверь», «лютые звери» (Быт. 37:20, 33; Лев. 26:6; Иез. 5:17; 14:15, 21; 34:25). В этом значении такие слова могут употребляться и менее конкретно, обозначая беду, несчастье как совокупность опасных, гибельных событий или обстоятельств: «...За то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар. 21:12); «За это Я наведу беды на дом Иеровоамов...» (3 Цар. 14:10); после смерти Авессалома Иоав говорит Давиду: «...Клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар. 19:7). Так же описываются и предметы испорченные и непригодные для использования. Жители Иерихона, обращаясь к пророку Елисею, жалуются, что вода в их городе «нехороша» (4 Цар. 2:19); в чём заключается «нехорошесть» воды, становится ясно из последующих слов пророка: «Так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар. 2:21). В одном из видений пророка Иермеии были показаны две корзины: одна «была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние», а другая – «со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть» (Иер. 24:2, ср.: 3, 8; 29:17). Подобным образом может быть сказано о неплодородной земле: «И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» (Числ. 20:5; ср. 13:19); о больном зубе: «Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадёжного (человека) в день бедствия» (Притч. 25:19); об испорченных огнём ветвях дерева: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг неё, и сокрушились (букв. стали плохими, испортились) ветви её» (Иер. 11:16).

 



 
PR-CY.ru