ВЕРРИЯ - Страница 6

Сохранилась надпись, в которой ктитором храма назван Веррийский епископ Никита, упоминаемый в афонских актах под 1078 г. После турецкого завоевания храм был превращён в мечеть, названную Хюнкяр-джами (мечеть Победы), позднее был пристроен минарет. Здание, являющееся одним из крупнейших кафедральных соборов той эпохи, представляет собой трёхнефную базилику со слабо выраженным трансептом, деревянным перекрытием. Южный неф не сохранился, в процессе археологических исследований были открыты фундаменты южного рукава и части нартекса, обрушившиеся в неизвестное время. Нартекс по ширине был равен храму и сообщался с ним тремя проёмами. Уникальность здания Старой Митрополии, по мнению исследователей, состоит в том, что оно, построенное на месте раннехристианской базилики, повторяет её планировку, о чём свидетельствует некоторое сходство в планах и элементах конструкции с церковью великомученика Димитрия в Фессалонике. В Старой Митрополии сохранилось несколько слоёв росписей. Древнейший фрагмент – образ Христа Халкитиса конца XII в. на западной грани северного предалтарного столпа, выполненный в традициях позднекомниновской живописи. Значительная часть росписей относится к XIII в. (в апсиде и на стенах центрального и боковых нефов) и выполнена в два этапа. К первому (1215/1216 – 1224/1225 гг.) принадлежат фрески апсиды и большей части нефа, ещё сохраняющие связь с комниновским искусством, но уже имеющие новые черты. В конхе апсиды находилось утраченное ныне изображение Богоматери с двумя поклоняющимися ангелами. Далее располагаются погрудные образы апостолов в медальонах, ниже – святителей в рост: Елевферия, Григория Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Иоанна Милостивого, Николая Мирликийского и Дионисия Ареопагита. По сторонам конхи помещена композиция «Благовещение»; на стенах центрального нефа – сцены Двунадесятых Праздников и страстного цикла: «Рождество», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Умовение ног», «Распятие». Композиция «Успение Богоматери» на западной стене была испорчена при сооружении окна после турецкого завоевания. В средней зоне находятся восемь изображений святителей в рост и восемь пророков. Ниже представлена композиция обличения царя Давида пророком Нафаном и фигуры святых. На одном из столпов – фигуры апостолов Петра и Павла вместе с местночтимой преподобномученицей Иерусалимой. Изображение священномученика Елевферия с молящимся Иоанном Амарианосом (происходящим из константинопольской семьи, одна из ветвей которой, как полагают исследователи, проживала в Веррии) носит не только ктиторский характер.

 



 
PR-CY.ru