ВЕРРИЯ - Страница 7

Исследователи отмечают, что образ священномученика Елевферия, дважды повторенный в апсиде и в нефе, символизировал освобождение от латинской оккупации. Политическая и церковная свобода Веррии была связана с правлением эпирского деспота Феодора Ангела, и к этому периоду относят росписи Старой Митрополии. Вторая фаза росписей (1270–1280 гг.) характеризуется иконографическими новациями и живописными приёмами, предвосхищавшими палеологовский ренессанс. В это время были выполнены композиции центрального нефа, связанные с темой Двунадесятых Праздников и страстей Господних, например, под композицией «Рождество» находятся остатки сцены «Бегство в Египет», под «Сошествием во ад» – «Явление Христа жёнам-мироносицам». В палеологовский период (около 1320 г.) созданы композиция «Крещение» в северной части храма, сцены Жития Иоанна Предтечи и некоторые фигуры святых. Церковь Иоанна Богослова – трёхнефная базилика начала XIII в., перестроенная, как полагают исследователи, в XVII в. От неё сохранились алтарь и часть центрального нефа с фресками второй четверти XIII в. и начала XIV в. Первоначальная роспись осталась только в алтаре: в конхе апсиды – Богоматерь Оранта с двумя ангелами, ниже – «Евхаристия». На восточной стене фигуры двух святителей фланкируют «Евхаристию», выше – «Благовещение», на фронтоне – «Вознесение Господне». По мнению Воислава Джурича, один из мастеров находился под влиянием живописи церкви великомученика Георгия в Курбинове (1191 г.). На южной стене помещены композиции «Рождество», «Сретение», под ними – «Снятие с Креста»; на северной – «Сошествие во ад» и изображения апостола Иоанна Богослова с Богоматерью. В южном нефе на северной стене под декоративной аркой – Деисус (с неизвестным святителем); в северном нефе – архангел Михаил, Богоматерь с Младенцем и др. Среди святителей, пророков и святых выделяется один из ранних сохранившихся образов Афанасия Афонского. Церковь Христа (1314–1315 гг.) – кафоликон монастыря в честь Воскресения Христова. Хрисовулом византийского императора Андроника II Палеолога (1314 г.) монастырь определялся во владение монаху Игнатию Калофету (проживавшему на Святой Горе) и разрешалось взять в общину его отца, иеромонаха Андрея Калофета и других иноков. Игнатий Калофет был связан с патриаршими и правительственными кругами: на освящение кафоликона нового монастыря был приглашён Константинопольский патриарх Нифонт, уроженец Веррии.

 



 
PR-CY.ru