«ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ» - Страница 2

Самым ранним известным примером этой иконографии в русском искусстве является фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.), написанная на северной стене перед входом в жертвенник. На условном архитектурном фоне изображена большая группа монахов, среди которых стоят ангелы, одних помазывающие елеем, другим вручающие монетки и просфоры. В центре композиции – престол, на котором лежит крест, окружённый голубым сиянием. Помазуемые и склоняющиеся к кресту монахи изображены с обнажёнными головами, остальные – в клобуках; с нимбами – только ангелы. Новым по сравнению с византийской традицией изображения монашеских циклов является расположение назидательного сюжета не в нартексе, а в восточной части наоса, причём размеры и место композиции в Ферапонтове ставят её в один ряд с циклом Вселенских соборов. По мнению исследователей, в росписи Рождественского собора отразились особенности, сложившиеся в искусстве первой четверти XV в. Фрагментарная сохранность памятников не позволяет исследователям судить об этом с уверенностью, но дошедшие до нас фрески церкви Успения на Городке (в Звенигороде), где на западных гранях восточных столпов представлены сцены «Явление ангела преподобному Пахомию» и «Беседа Варлаама и Иоасафа», свидетельствуют о том, что сюжетные композиции монашеского цикла могут помещаться в предалтарной зоне. Во второй половине XVI в. иконография «Видение Евлогия» (иконы Русского музея, Третьяковской галереи) была дополнена некоторыми деталями. Сцена изображается на фоне церкви с тремя куполами, на фасаде которой помещён образ Богоматери «Воплощение» в медальоне. В соответствии с текстом повести на престоле стоит большой золотой сосуд с миром, ангелы держат корзинки, сосуды с елеем, раздают просфоры и свитки. На развёрнутых свитках в руках Евлогия и трёх ангелов написаны назидательные обращения к монахам. Два монаха по сторонам престола и Евлогий изображены с нимбами. На рисунке из Сийского иконописного подлинника (XVII в.) «Видение Евлогия» представлено в иконографическом типе, близком ферапонтовской росписи: нет изображения храма, все монахи, кроме Евлогия в левом углу, изображены без нимбов, они идут чередой, с непокрытыми головами, принимая помазание и дары из корзин, стоящих на престоле в соответствии с церковным чином елеопомазания и раздаяния благословенных хлебов. Подпись под рисунком: «Ангели раздавают златники и сребреники и покропляют с верою послушающих неседальна Богоматере», – связывает «Видение Евлогия» с Акафистом Богородицы. По мнению исследователей, такая связь возникла под влиянием росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, в которой сцена из Патерика соседствует с иллюстрациями Акафиста.



 
PR-CY.ru