«ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ»

«ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ» – иконографический сюжет, в основе которого лежит повесть Скитского Патерика (известен в древнерусской письменности с XIV в. как особая редакция Сводного и Азбучного Патериков) «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию», рассказывающая о блаженном Евлогии, который видел во время бдения на Пасху ангелов, певших службу вместе с монахами и раздававших им после окончания богослужения различные дары. Из прозрачных корзин ангелы доставали золотые, серебряные и медные монеты, просфоры и куски просфор, кого-то из братии помазывали из золотого сосуда миром, других кадили из золотой кадильницы фимиамом, иные уходили, ничего не получив, а некоторые оставляли дары в храме и выходили с пустыми руками. В рассказе Патерика дано объяснение видения, смысл которого в том, что ангелы символически открывают меру духовной пользы разных монашеских подвигов и соответствующих им наград – т.е. духовных даров. Золото получают совершающие бдение в среду, пятницу, воскресенье и Господские праздники с вечера до утра, серебро – те, кто служат от полуночи до утра, медные деньги достаются подвизающимся в пении и псалмах, просфоры – усердным в чтении книг, куски просфор отдаются новоначальным, помазуются миром послушливые, кадятся те, «кто только в церкви в чувство приходит», оставляют дары увлекающиеся «еллинскими книгами и учениями» и тем самым утрачивающие духовную пользу, получаемую в церкви. В XIV в. в росписи храмов, особенно монастырских, появляются назидательные истории и рассказы о подвигах монахов, известные из Патериков. В нартексе церкви св. Николая монастыря Йошаница близ Светозарева (Сербия, около 1400 г.), в одной из плохо сохранившихся композиций, расположенной в люнете на западной стене нартекса, изображена сцена, содержание которой близко к рассказу о блаженном Евлогии: в центре из открытых ворот здания вереницей выходят монахи, направляясь к трём ангелам, сидящим справа от ворот. В левой части изображён монах, которому три других ангела указывают на происходящее. Расположение этих сюжетов в нартексах или западных частях храмов связывают с отмеченным в Типиконах правилом чтения в этой части храма глав из Патериков на утренях Великого поста.

 



 
PR-CY.ru