Словарь по христианству В ВИЛЬГЕЛЬМ ОСЕРСКИЙ - Страница 2

ВИЛЬГЕЛЬМ ОСЕРСКИЙ - Страница 2

Особую роль Вильгельм Осерский сыграл в формировании традиций парижской доминиканской школы, во многом определив характер интеллектуальных построений одного из первых теологов ордена и автора «Compendium theologiae» («Компендиум теологии», 1235 г.) Иоанна из Тревизо и первого доминиканского профессора Парижского университета и создателя собственной «Суммы» Роланда Кремонского. Главной работой Вильгельма Осерского является «Summa super quattuor libros Sententiarum» («Сумма на четыре книги Сентенций», между 1215 и 1229 гг.), в целом построенная по плану комментируемого в ней сочинения Петра Ломбардского. «Сумма» последовательно затрагивает следующие темы: единство и троичность Божества (книга 1); творение, природа ангелов и человека, включая вопрос о сущности грехопадения и его последствиях, а также классификацию грехов (книга 2); Христос, добродетели и преодоление через них греха (книга 3); христианские таинства и четыре эсхатологических явления: смерть, Страшный Суд, ад и рай (книга 4). Теология, ставящая перед собой цель истолкования и прояснения богооткровенных истин, трактуется Вильгельмом Осерским как искусство или наука, поскольку её положения выводятся из непреложных постулатов веры, выступающих, таким образом, в качестве тех исходных теологических посылок, гарантом истинности которых служит Сам Бог. На философию возложена в таком случае инструментальная функция, и теология может использовать её доводы и методы при решении своих задач, в частности, при доказательстве бытия Бога. Вильгельм Осерский перечисляет в «Сумме» четыре равносильных философских аргумента в пользу признания существования Божества, Которое, согласно каждому из них, не может не быть: аргумент Ибн Сины (Авиценны) – необходимость бытия Первой причины (Causa prima), аргумент Доминика Гундиссалина (около 1110 – около 1190 гг.) – необходимость бытия того, что является источником всех вещей (per fluxum rerum), аргумент Боэция – необходимость бытия Высшего блага (Summum bonum), аргумент Ансельма Кентерберийского – необходимость бытия того, больше чего нельзя ничего помыслить (aliquid quo majus excogitari non potest). Излагая учение о Святой Троице и критикуя антропоморфизм платоновского представления о демиурге, Вильгельм Осерский утверждает, что Божественные идеи, с одной стороны, идентичны природе Божества, а с другой, являются архетипами всех вещей, непосредственное истечение от Бога которых описывается как сотворение их по Его воле из ничего (ex nihilo); также тварна и материя.

 



 
PR-CY.ru