Словарь по христианству В ВИЛЬГЕЛЬМ ОСЕРСКИЙ - Страница 3

ВИЛЬГЕЛЬМ ОСЕРСКИЙ - Страница 3

Принимая введённое Боэцием различие между сущностью (quod est) и бытием (esse), Вильгельм Осерский говорит о двояком бытии (sic ponitur duplex esse), а именно о бытии тварном, наличествующем в сотворённом мире (esse creatum quod est in creatura), и бытии Божественном, благодаря которому существует первое (esse divinum ut a quo est illud esse); различие демонстрирует то, что ничто сотворённое не содержит источник своего существования в самом себе, но только лишь в Боге. Он выступает также против мнения представителей арабского неоплатонизма, согласно которому от Бога непосредственно может истекать только одно создание (по принципу «от одного может быть лишь одно» – ab uno non est nisi unum): в подобном случае Бога следовало бы называть не «всемогущим» (omnipotens), но «одномогущим» (unipotens). Относительно же принципа индивидуации он указывает, что таковая происходит по причине обладания вещами, отличными друг от друга акцидентальными признаками. Будучи одной из первых сумм, написанных после знакомства представителей западноевропейской схоластики с трудами Аристотеля, «Сумма» Вильгельма Осерского содержит материалы из «Метафизики» и «Никомаховой этики» Аристотеля. Его гносеология в целом находится в согласии с учением Августина Блаженного; теория абстракции заимствуется им у Ибн Сины: её возможность обусловлена тем, что сущности сами по себе индифферентны по отношению как к единичности, так и к универсальности; способности же души, по его мнению, не едины с её субстанцией. Кроме того, в «Сумме» затрагивается и тематика морали: вопрос о свободе воли, природе добродетелей и естественного закона (Вильгельм Осерский считается первым средневековым автором, который дал систематическое изложение указанных проблем). О чрезвычайной популярности этого произведения свидетельствует большое число сохранившихся рукописей, а также наличие множества его изложений и комментариев к нему, принадлежащих, например, перу епископа Флоренции Ардинга («Extractiones Summe magistri Guillelmi Autissiodorensis a magistro Ardenco Papiensi compilate») и декана собора в Осере Герберта («Summa magistri Wilhelmi Autissiodotensis abreviata a magistro Herberto»). Среди других сочинений Вильгельма Осерского исследователи выделяют работу «Summa de officiis eccesiasticis» («Сумма о церковных службах»), посвящённую вопросам, связанным с литургической практикой, совершением таинств, молитв и песнопений, годичным циклом чтения Священного Писания, священническим облачением и др. Эта систематическая работа послужила моделью для трактата Вильгельма Дуранда «Rationale divinorum officiorum» («Значения божественных служб», 1286–1295 гг.) о символическом истолковании обрядовой стороны христианства. Вильгельм Осерский является автором толкований на первые 15 псалмов («Dicta super Psalterium») и «Commentarium in Anticlaudianum» Алана Лилльского (комментария к «Антиклавдиану», около 1231 г.), в котором цитируется текст «Метафизики» Аристотеля вместе с соответствующими комментариями Ибн Рушда. Он оказал влияние на формирование мировоззрения ведущих представителей высокой схоластики XIII в., принадлежавших к францисканской (Бонавентура) и к доминиканской (Альберт Великий, Фома Аквинский) школам.



 
PR-CY.ru