Словарь по христианству В ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в Валдайском монастыре начала работу типография, за восемь лет существования которой было издано 11 книг, в том числе «Рай мысленный» (1658 г.), два издания Часослова (1657, 1658 гг.), «Брашно духовное» (1661 г.), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665 г.). В Валдайском монастыре начали работать «справщики», переводчики, переплётчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В феврале–марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митрополита Питирима (впоследствии патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митрополита Питирима в Валдайском монастыре перевели на русский язык сочинение «Ключ разумения» архимандрита Иоанникия (Галятовского). В ноябре 1665 г. Никон перевёл типографию в Новоиерусалимский истринский Воскресения Господня монастырь. Вместе с кутеинскими иноками на Валдай из Орши, Мстиславля, Копоса (Копыси) и других мест переехало множество мастеровых людей, которые в 1655 г. начали производить для Валдайского монастыря из местной глины цветные изразцы; во главе этого производства стоял «мещанин из Копоса» Игнат Максимов (изразцы продавали, в частности, в тихвинский Большой и Зеленецкий монастыри, новгородский архиерейский дом). В 1658 г. лучшие из мастеров были переведены в Новоиерусалимский монастырь, однако в 1663–1666 гг. изразцовое дело в Валдайском монастыре было продолжено. До настоящего времени частично сохранились изразцы на одном из наличников настоятельского корпуса, возведённого в 1680 гг. В годы первосвятительства Никона Валдайский монастырь находился под его особым покровительством. В марте 1654 г. патриарх прислал в обитель уставную грамоту (не сохранилась), в том же году настоятелю был дарован сан архимандрита и право совершать богослужение «в служебной шапке, с полицею, и с сулком, с рипидами, и с ковром, и с осенением». Патриарх делал многочисленные вклады в монастырь: книгами (Творения Григория Богослова и Синодик – в 1655 г.), богослужебной и хозяйственной утварью (потир, набор из шести серебряных стаканов, серебряная и вызолоченные стопы, ныне хранящиеся в музее «Новый Иерусалим»). Известны также вклады в Валдайский монастырь царя Алексея Михайловича (серебряные кадило и звездица, ныне – в музее «Новый Иерусалим»), патриарха Иоакима (напрестольное Евангелие, изд.: М., 1681). Монастырские крестьяне и слуги были изъяты из судебной власти поместных приказов и земских начальников и были подсудны настоятелю монастыря во всех делах, кроме убийства, разбоя, воровства; эти тяжкие преступления разбирались в приказе Большого дворца, туда же поступали пошлины, собиравшиеся с монастырских вотчин. Все монастырские строения в городах и сёлах были освобождены от казённого постоя и подвод, монастырь не платил торговых пошлин. В первой половине 1660 гг. число братии Валдайского монастыря возросло до 200 человек.

 



 
PR-CY.ru