Словарь по христианству В ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

В XVIII–XIX вв. в монастыре продолжались активные строительно-реставрационные работы. В пожаре 11 мая 1704 г. пострадал Успенский собор. Иверская икона Божьей Матери и мощи св. Иакова Боровичского были вынесены в церковь архангела Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 г. В середине XVIII в. старые росписи были сбиты, и собор расписали заново. В 1747 г. Богоявленский храм был перестроен и разделён на два этажа, на втором этаже освятили церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В первой трети XVIII в. был возведён братский корпус, примкнувший с юга к церкви архангела Михаила. К этому времени монастырь оказался разделён постройками на две части: восточную (монастырская площадь с храмами и основными зданиями) и западную (хозяйственные дворы). В 1731–1763 гг. вместо деревянных монастырских стен были сооружены каменные с башнями: Поваренной, Квасоваренной, Кузнечной и Юго-Восточной. После пожара 1825 г. в монастыре были проведены строительные и ремонтные работы, изменившие первоначальный облик многих построек. Во время ремонта Успенского собора в 1830 гг. значительная часть росписи оказалась утраченной, новая роспись была выполнена в технике масляной живописи осташковскими мастерами И. и А. Митиными; во второй половине XIX в. проводились ещё два ремонта храма с поновлением живописи. В 1830–1831 гг. на месте западной стены был построен гостиный корпус, а затем корпус конюших келий. В 1860 гг. в юго-западном углу монастыря на месте стены построили каменный странноприимный корпус. В 1873–1874 гг. была разобрана каменная надвратная церковь святителя Филиппа и на её месте выстроен новый одноименный храм. В конце XIX в. в монастырском саду возвели каменную надгробную часовню-склеп. В XIX в. были выстроены также заново каменные Конная и Странноприимная башни и система дворовых стен. Настоятелями и насельниками Валдайского монастыря были будущие архиереи: Аарон (Еропкин), Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский), Феофилакт (Русанов), Иустин (Вишневский), Амвросий (Протасов), Амвросий (Рождественский-Вещезеров), Владимир (Ужинский). Среди старцев Валдайского монастыря известен молчальник монах Пахомий (ум. в 1886 г.), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Другим чтимым подвижником был настоятель Валдайского монастыря архимандрит Лаврентий (Макаров; 1854–1876 гг.), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры. Он установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божьей Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из монастыря вокруг города Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 августа. Крестные ходы совершались и в престольные праздники – Успения Божьей Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 октября). В 1858 г. попечением архимандрита Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При нём был позолочён иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей Тихона Задонского на родине святителя в селе Короцком Валдайского уезда была основана женская общежительная община, в создании которой архимандрит Лаврентий принимал деятельное участие. Погребён в западном притворе Успенского собора.

 



 
PR-CY.ru