ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ – термин, применяющийся в практике Русской православной церкви, означающий приобщение к жизни церкви. «Воцерковлённым» церковь называет человека, который прошёл обряд воцерковления, т.е. вступил в ряды членов церкви. Для подавляющего большинства русских людей воцерковление начиналось с крещения в младенчестве (на 40-й день жизни). В лоно церкви вместе с ним возвращалась и его мать. Священник в притворе читал над ней особые очистительные молитвы, чтобы после родов она снова могла причащаться. Говоря о воцерковлении, также имеют в виду постепенное приобщение к жизни церкви (катехизацию) взрослого человека, который собирается окреститься, или уже крещёного, но никогда прежде не бывшего в полной мере членом церкви (нерегулярно посещавшего богослужения и причащавшегося, не соблюдавшего пост и т.д.). Воцерковлёнными также называют тех верующих, которые строго соблюдают обрядовую сторону христианства. Идеалом для воцерковлённого православного человека считается образ Иисуса Христа, сложившийся в учении православной церкви. Многие воцерковлённые прихожане хорошо разбираются и в догматике православия. Им противопоставляются невоцерковлённые (или «захожане»). Это – крещёные люди, считающие себя православными, но пренебрегающие ритуальной составляющей христианства. Основой воцерковления считается посещение храма – с раннего детства и до последних дней. В дореволюционной России в воскресенье и в праздники церковь посещали все. В будни же обычно ходили те, кто заказал обедню по конкретному поводу: кончина близкого человека, 9-й, 20-й и 40-й день, сорокоуст, либо же в Великий пост, когда служили в среду, пятницу и субботу (в это время ходили преимущественно те, кто готовился к причастию). Чаще посещали церковь зимой и осенью, когда крестьяне были свободнее от хозяйственных работ, а летом ходили мало. Если храм был далеко, то посещения прерывались на время снежных заносов и распутицы. Из самых отдалённых от церкви деревень, связанных с селом плохими дорогами (через болота, например), ездили или ходили лишь по большим праздникам (на Пасху, Троицу, Рождество), а также на храмовые и заветные (обетные) дни, которые были связаны с обетом, данным отдельным человеком или целой деревней по случаю счастливого избавления от болезни, стихийного бедствия или иноземного нашествия. Идя в церковь на службу, все перед входом, затем крестились и кланялись, войдя в храм. Мужчины становились в церкви справа, а женщины – слева. Некоторые из прихожан прислуживали на богослужении. Не только старшие в семье следили, чтобы молодёжь не пропускала особенно важные богослужения, но и вся община наблюдала за этим. Соседи выговаривали матери, если сын был «ленив ходить к обедне». Население боялось остаться без храма. Если не могли быстро построить своими силами новую церковь, то просили разрешения на перенос (перевоз) «праздного» храма из другого места; временно служили в часовне на кладбище или в приходском училище. В переписке общин с властями по поводу разрешения на строительство церквей крестьяне горячо убеждают (если сверху получены возражения), что берут на себя новые обязательства. Храм, выстроенный своими трудами, или на собственные средства, либо трудами и средствами отцов, становился неотъемлемой частью существования общины. Чёткое осознание необходимости храма, заботливость в снабжении его всем нужным для богослужения, тёплое отношение к благолепию, украшению церкви – всё это было присуще массовому сознанию русских людей. Каждый искренне верующий человек не считал возможным для себя отказаться от участия в трудах или приношениях для храма, дабы не прогневить Бога своим нерадением. Ощущая себя грешниками, люди надеялись, что эти труды и эти вклады лягут на другую чашу весов Божьего суда. Неотъемлемым качеством хорошего священника считалось умение произнести понятную и важную для слушателей проповедь. Многих священников поражала реакция простых прихожан, которую они чувствовали и видели во время проповеди. Это свойство православных верующих России было пронесено даже через десятилетия безбожной власти.

 



 
PR-CY.ru