ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ - Страница 2

Митрополит Вениамин (Федченков), побывавший на родине в январе–феврале 1945 г. после 25-летнего перерыва, так написал об этом: «Я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его. И скажу прямо: впечатление от народа – самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с родины за границу. И прежде всего, скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них!.. Какое внимание! Горяча вера у русского православного народа». Русский святитель Феофан Затворник также высказался об этом: «Много нас теребят по поводу частого причащения. Не смущайтесь... На Востоке христиане часто причащаются, не в одни Великие посты, но и кроме их. Первоначально же в Церкви Христовой за всякою литургиею все причащались». Государственное требование об обязательном причащении раз в год, вошедшее в «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», имело в виду лишь официально предлагаемый минимум. Частота причащений в значительной мере зависела от установок конкретных священников. Отношение к исповеди и причастию в народе было благоговейным и органично соединялось со склонностью к покаянию. В советский период в деревнях регулярные исповеди и причастие сохранялись многими там (и до тех пор), где ближайшие церкви не были закрыты. По мере сокращения советской властью числа действующих церквей, в религиозную практику входило приобщение к Святым Дарам на дому. Немногие священники решались причащать в своём или в чьём-то доме. Для этого нужна была не только смелость, готовность пострадать за веру, но и наличие благословенного епископом антиминса, на котором совершалась евхаристия. Иногда это могли быть запасные Дары, т.е. освящённые прежде в другом месте. Служение литургии на дому и причащение верующие так тщательно скрывали, что лишь сейчас подобные факты выходят наружу. Они упоминаются, в частности, в воспоминаниях тех священников (и в воспоминаниях о них), которые, вернувшись из заключения, не были допущены к служению в храмах. В наши дни отмечается рост как числа причащающихся, так и частоты причащений каждого прихожанина в отдельности. Священники отмечают массовость причащения в отдельные дни: в дни особо чтимых святых и на праздники – на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях Великого поста (особенно в Великий четверг). В таких случаях исповедают несколько священников, и причастие совершается из двух или трёх, а иногда даже четырёх чаш. Кроме того, много причастников бывает каждое воскресенье. Те, кто ещё недавно робко расспрашивали у прихожан, что нужно сделать, чтобы причаститься, через некоторое время уже сами дают аналогичные советы. Этот процесс особенно заметен в тех храмах, где служат сильные в духовном отношении священники, и где настоятель (а соответственно и весь клир) положительно относятся к частому причащению мирян. В таких приходских общинах формируется, сохраняется и расширяется определённый круг верующих, принимающих Святые Дары не только каждое воскресенье, но и чаще. Расширяется и возрастной состав причащающихся. Всё большее число младенцев подносят к причастию родители (часто – отцы) или бабушки. Всё большее число детей всех возрастов толпится впереди очереди верующих, желающих исповедаться: малыши, направляемые старшими, лишь подходят под благословение; а те, кому семь лет и более, – исповедуются. Иные школьники (и девочки, и мальчики) вынимают из кармана листок с пространным перечнем своих проступков, и священник, склонившись к ребёнку, терпеливо беседует с ним, несмотря на очередь взрослых. К детям священники бывают, как правило, особенно внимательными. Заметно расширяется возрастной состав исповедников и причастников за счёт притока в храмы молодёжи. Нередко совместно приходят к пониманию необходимости причастия пары, ещё не вступившие в брак. Немало и молодых семей (супруги с ребёнком или несколькими детьми). Часть из них чувствует за собой непрерывную православную традицию многих поколений. В связи с причастием, как и во всём процессе воцерковления в современных условиях, отмечается обратное воздействие русской православной молодёжи на старшее поколение: взрослые дети, уверовав, приводят своих пожилых или престарелых родителей в храм. Иногда пожилые родители, принадлежавшие раньше к верующим, но мало воцерковлённым людям, под воздействием книжной православной культуры своих детей (а также проповедей священника) приходят к необходимости исповеди и причастия.



 
PR-CY.ru