ВАСИЛИЙ (ВАСИЛЬКО) КОНСТАНТИНОВИЧ - Страница 4

Иконописные изображения Василия Константиновича исследователи встречают редко; единоличные – исследователям неизвестны; в XIX в. его образ был представлен на иконах избранных ростовских святых, например, на Владимирской иконе Божьей Матери (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»), написанной ростовским иконописцем Алексеем Фёдоровичем Крыловым в 1855 г. для 128-й Ростовской дружины ратников Ярославского ополчения, созданного в период Крымской войны 1853–1856 гг. На полях иконы изображены все ростовские чудотворцы. На правом поле пятым сверху – Василий Константинович: молодой, с короткими русыми волосами и бородой, на плечах княжеская шуба с белым меховым воротником. Так же решён образ Василия Константиновича на другой иконе XIX в. (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»), где представлены все святые, почивающие в ростовском Успенском соборе. На таких иконах образ Василия Константиновича близок к изображению двоюродного брата князя, князя Александра Невского. На иконе «Собор ростовских святых», конец XIX в. (церковь в честь Толгской иконы Божьей Матери в Ростове Великом), среди 19 (в том числе и местночтимых) святых Василий Константинович изображен седым, с длинной бородой и короткими волосами, в княжеских одеждах. Исследователи полагают, что иконописец руководствовался подлинником, где об иконографии Василия Константиновича сказано: «Сед, брада острее Сергиева, риза княжеска, верхняя бакан, исподняя лазорь». Исследователи полагают, что иконописный подлинник и иконы, где князя изображали седым, не соответствуют исторической действительности, т.к. он погиб в 29 лет. В летописях (Симеоновская) сохранилось описание внешности Василия Константиновича: «Бе же Василко лицом красен, очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех, сердцем легок, до бояр ласков, кто ему служил и хлеб его ял и чашу пил и дары имал, тот никако же можаше у иного князя быти, за любовь его, излише бо любяше слуги своа. Мужество же и ум в нем живяше, правда же и истинна с ним ходяста, бе бо всему горазд и хитр руками, и поседе в доброденьстве на отне столе и дедне». По заказу Ростовского музея в 1955 г. для исторической экспозиции ярославским художником П.Г. Потёминым была написана картина «Подвиг ростовца Василько» (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»); под впечатлением от неё художник Николай Александрович Куландин в 1961 г. создал миниатюру по эмали (ростовская финифть) «Князь Василько» (Музей фабрики «Ростовская финифть», повтор 1975 г. – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»). На миниатюре Н.А. Куландина, которой чаще всего руководствуются современные иконописцы, изображая Василия Константиновича, князь-мученик представлен в одеждах воина, молодым, статным, с русыми волосами, короткой бородой. Такой образ больше чем другие соответствует летописному описанию.



 
PR-CY.ru