ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780–1847 гг.) – русский живописец, зачинатель русского бытового жанра, портретист. Сын небогатого купца, живописью начал заниматься самостоятельно. В 1802 г. переехал в Санкт-Петербург, выполнял портреты в технике пастели, около 1807 г. брал уроки у Владимира Лукича Боровиковского. В 1811 г. получил звание академика портретной живописи. Обращался к сатирической графике, в частности, во время войны 1812 г. выпустил офорты, осмеивающие французоманию русского дворянства. В 1815 г. приобрёл небольшое имение Сафонково в Тверской губернии, где проживал по несколько месяцев в году. С начала 1820 гг. А.Г. Венецианов обратился к бытовому жанру, который впервые в русском искусстве обрёл форму стройной и совершенной художественной системы. Концепция русского бытового жанра, сложившаяся в творчестве А.Г. Венецианова, стала своеобразным ответом на вопрос, какие черты народной жизни предопределили победу в эпопее 1812 г. Появление поэтического и поэтизирующего изображения крестьянской жизни стало возможным именно в момент её самоопределения. А.Г. Венецианов угадал скрытый в глубине этой поэзии принцип формы, где «натура» определяет способ избирательности: натурально не всё, но лишь то, что пребывает в согласии с естественной жизнью. Такое представление ведёт происхождение от сентиментализма и идеалов Жан-Жака Руссо и имеет в своей основе антитезу «природа-цивилизация». Положительная программа жанра А.Г. Венецианова обусловлена неприятием жизни города, где всё подчинено законам государственной власти и службы, искусственным и призрачным страстям. В произведениях А.Г. Венецианова живописный язык, ритмический и колористический строй передают не только «физиономию», но и характер, «душу» русской природы – равнинного сельского ландшафта средней полосы России с высоким неярким небом, меланхолическим колоритом и протяжёнными линиями однообразного пустынного простора. Картины первой половины 1820 гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (обе в Третьяковской галере), «Гумно» (Русский музей) и более поздняя «Сенокос» (Третьяковская галерея) образуют цикл «времена года» и соотнесены не с чередованием переменчивых «погодных условий», а с земледельческим циклом, что нашло отражение и в их названиях. Исследователи отмечают, что в творчестве А.Г. Венецианова нет драматизма, фабулы, коллизий и даже жестов как знаков общения персонажей. В образе пронизанного светом пространства явлено царство тишины. Поведение персонажей таково, как будто они (вместе с художником) стараются «не спугнуть пространства чуткий сон», изображены не события и действия людей, имеющие начало и конец, а неопределённо длящиеся состояния. Лица персонажей не бывают ни беспечными, ни тем более весёлыми, но это не меланхолия – спутница праздности, а неизбывное тайное печалование людей, которым вверена самая насущная забота – радение о земле. В картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» не видно пахарей и жнецов, это будни крестьянского мира, каким он бывает во время войны, когда земля оставлена на попечение матерей, жён, детей и стариков – именно они составляют народонаселение мира.

 



 
PR-CY.ru