«ВЛАСФИМИЯ» - Страница 2

Статьи канонического содержания, составляющие основную часть трактата, заимствованы из «Кормчей книги» (из двух её разновидностей: «Номоканона XIV титулов» без толкований и Кормчей русской редакции (предположительно Варсонофьевской), с комментариями и полными текстами правил). Среди других источников «Власфимии» исследователи называют четьи сборники (типа «Златая цепь»), возможно, переводы с латыни («Правило 60 святых отцов, сшедшихся в граде Риме»); предположение некоторых исследователей о новых переводах с греческого языка в составе «Власфимии» нуждается в уточнении. Главы 63–67 основаны на русских текстах: «Правило митрополита Кирилла II», «Послание Константинопольского Патриарха Нифонта великому князю Михаилу», «Написание о поставляющих мзды ради» Акиндина, «О церковных судех», «Послание Киевского митрополита Никифора к великому князю Владимиру». Данные сочинения лишены тематического единства: глава 63 доказывает законность ставленнических пошлин, 64-я и 65-я называют эти пошлины симонией, 66-я ничего не говорит о симонии, 67-я посвящена полемике с латинянами. Писец «Потребника митрополита Макария» осознавал противоречивый характер «Власфимии» и пытался придать сочинению однозначную антисимонийную направленность. В оглавлении он снабдил 63-ю главу («Правило митрополита Кирилла II») примечанием: «В немже ересь Симона Волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (в тексте памятника эта глава отсутствует). Составителя трактата, в первую очередь, интересовали вопросы об объёме дисциплинарной власти архиерея по отношению к подвластному ему духовенству и священника по отношению к своей пастве, о правомерности взимания ставленнических пошлин и платы за требы, об отношении к заподозренным в ереси, трактат осуждает «еретические писания», лжепророчества, волхвование и др. Наряду с обличением симонии важное место во «Власфимии» занимает тема обличения недостойных пастырей (это сближает «Власфимию» со второй редакцией «Измарагда»), наиболее ярко раскрытая в главе 44 («Слово Иоанна Златоуста о лживых учителях»). «Власфимия» не получила распространения в древнерусской книжности.



 
PR-CY.ru