«ВЛАСФИМИЯ»

«ВЛАСФИМИЯ» (греч. – «поношение», «кощунство») – древнерусский компилятивный трактат, составленный не раньше первой четверти XIV в., бо́льшая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии. Исследователям известны два списка «Власфимии». Древнейший (Российская национальная библиотека, начало XV в.) находится в составе полемического «Трифоновского сборника», данного вкладом в Троицкий Видогощский монастырь близ Новгорода. Второй список содержится в «Потребнике митрополита Макария» (Российская национальная библиотека), написанном «дьячишко Алексеем» в 1504 г. для игумена новгородского Лисицкого монастыря Иоакима. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63–67), состоящие из 105 статей, «Потребник» – 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав. Алексей Степанович Павлов, Владимир Андреевич Кучкин, П.Л. Соколов связывают происхождение «Власфимии» с Переяславским собором 1311 г., на котором сторонники великого князя св. Михаила Ярославича Тверского хотели осудить святителя Петра. «Власфимия» содержит единственный известный исследователям список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митрополита Петра монахом Акиндином между 1310 и 1314 гг. и адресованного князю Михаилу; ему же адресовано послание патриарха Нифонта I в составе «Власфимии», что может свидетельствовать, по мнению исследователей, о создании и первоначальном бытовании трактата в Твери. Есть аргументы в пользу московского происхождения «Власфимии» (упоминание в 66-й главе великого князя Ивана I Даниловича Калиты). Александр Ильич Клибанов вслед за Александром Дионисьевичем Седельниковым настаивал на том, что «Власфимия» сформировалась среди стригольников. Во «Власфимии» приведены правила вселенских и поместных Соборов, св. апостолов и св. отцов, «Прохирон», отрывки из книг Исаии и Иезекииля, толковых Евангелий, «Деяний святых апостолов», Посланий апостола Павла к Коринфянам с толкованиями святителей Григория I Великого (Двоеслова) и Иоанна Златоуста, выписки из трудов святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Ефрема Сирина, Анастасия Синаита, Исидора Пелусиота, отрывки из посланий Константинопольских патриархов святых Тарасия и Геннадия I, отрывки из «Лествицы» Иоанна, игумена синайского, Житий Иоанна Златоуста, Пахомия Великого, апокрифическое правило 165 св. отцов «об обидящих Божия церкви» и др.

 



 
PR-CY.ru