ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич - Страница 3

Эти положения нашли своё воплощение в структуре сооружения, которое А.Л. Витберг проектировал трёхчастным не только по горизонтали (алтарь, собственно храм и притвор), но и по вертикали, в виде возвышающихся один над другим трёх храмов: подземного – в честь Рождества Христова, наземного – в честь Преображения и верхнего – в честь Воскресения Христова. Храмы должны были иметь особую форму, символически выражавшую каждую из трёх человеческих ипостасей и трёх моментов жизни Христа. Нижний, символизирующий телесное начало человека и земной жизни Христа, имел форму параллелепипеда (как писал А.Л. Витберг, «форму линии в природе наилучше выражает параллелограмм...»). Над ним А.Л. Витберг предполагал возвести храм в форме креста («… форма креста приличествует душе, крест принадлежит душевной части человека и есть как бы средина между смертным телом и бессмертным духом его…»). Сооружение должно было завершаться храмом духовным в виде «чистого круга – следствия креста… как круг не имеет ни начала, ни конца, то он есть лучшая линия для выражения бесконечности» – символа божественного в человеке. В символике форм памятника нашло своё выражение воспоминание о войне 1812 г.: к нижнему храму следовало присовокупить «богатую катакомбу» с прахом воинов, чей подвиг уподоблялся искупительной жертве Христа. При всём дилетантизме и отсутствии профессиональной школы замысел А.Л. Витберга произвёл огромное впечатление на склонного к мистицизму императора Александра I, утвердившего проект ничем не прославленного молодого зодчего. А.Л. Витберг просил Академии Художеств о присвоении ему за этот труд звания академика архитектуры, в чём было отказано в связи с отсутствием у него архитектурного образования. Однако в 1816 г. А.Л. Витбергу присвоили звание академика живописи за полотно 1806 г. «Изведение апостола Павла из темницы» (Третьяковская галерея). В качестве места для постройки храма Христа Спасителя рассматривались Кремль, Швивая горка и район Симонова монастыря. А.Л. Витберг настоял на ведении строительства на Воробьёвых горах, позволяющих видеть будущий памятник в «геометральном виде». Торжественная закладка здания состоялась 12 октября 1817 г., в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии императора. В день закладки А.Л. Витберг был произведён в коллежские асессоры. Совершенствование проекта он продолжал до 1825 г. Строительные работы после закладки храма продвигались очень медленно. В 1820 г. «экономический проект» А.Л. Витберга был утверждён императором.

 



 
PR-CY.ru