ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич - Страница 2

Здесь он занимался графикой и рядовым строительством. По его проектам были возведены дом поэта Ивана Ивановича Дмитриева в приходе храма Спиридона Тримифунтского (построен в 1814 г.), дом Дмитриевой на Мещанской улице (построен в 1820–1824 гг.; оба не сохранились), дом Постникова у Донского монастыря (построен около 1820 г., перестроен), домовая церковь Александровского сиротского института на улице Знаменке (построена в 1833 г.). А.Л. Витберг разработал также проекты оформления увеселительного зрелища в Москве перед зданием почтамта, посвящённого дню рождения императора (1813 г.), парковых сооружений в удельном селе Усове под Москвой (1815 г.), господского дома в усадьбе Пальне под Ельцом (начало 1820 гг.), церкви в селе Величёве Смоленской губернии, в усадьбе Артемьевых, и придельного храма в виде ротонды для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря (1818 г., разрушен немецкими захватчиками в 1941 г.). В 1816 г. выполнил проект иконостаса для церкви в доме князя Александра Николаевича Голицына на Фонтанке, в Санкт-Петербурге. Одновременно А.Л. Витберг трудился над проектом храма Христа Спасителя. В исследовательской литературе отмечается знакомство А.Л. Витберга с другими конкурсными работами, в том числе принадлежавшими архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину, одна из которых фиксирует своеобразную трактовку пятиглавия храма – сочетание большого купола с превращёнными в открытые беседки-колокольни малыми куполами. Эта идея А.Н. Воронихина была использована А.Л. Витбергом в окончательном проекте. А.Л. Витберг составил несколько вариантов храма. Ранние чертежи показывают центрическое квадратное, затем крестообразное в плане здание или ротонду, увенчанные куполом на барабане или без него. Позднее оформился необычный для классицизма философски-религиозный замысел, сближавший творчество А.Л. Витберга с зарождающейся архитектурой романтизма. Проект стал воплощением идеи создания храма-памятника, которому придавались новые для церковного сооружения функции национального памятника и музея. Как классицист А.Л. Витберг ориентировался на собор св. Петра в Риме, желая превзойти его масштаб и создать храм, достойный величия России. По его мысли, такой храм «должен быть достоин народа» и иметь «в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры». А.Л. Витберг стремился к тому, «чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи». Посвящение храма Христу Спасителю позволило представить памятник в общехристианских категориях, т.е. через идею троичности Бога и её взаимосвязь с тройственной природой человека.

 



 
PR-CY.ru