СЕРОВ Валентин Александрович

СЕРОВ Валентин Александрович (1865–1911 гг.) – русский живописец и график, мастер портрета. Его отец был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком; мать, пережившая сына, – пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались «петербургские знаменитости». После смерти отца в 1871 г. мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлечённая музыкой, мать не очень баловала его своими заботами, зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Илье Ефимовичу Репину (1844–1930 гг.) и всю зиму 1874/1875 гг. Валентин брал уроки у автора «Бурлаков на Волге». Репин вспоминал: «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребёнок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве». Занятия И.Е. Репина с В.А. Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Серов даже поселился у Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 г., вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова. Когда же он выполнил мастерский этюд с горбуна (того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии»), Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Серова Антоном), пора поступать в Академию». И с его рекомендательным письмом к Павлу Петровичу Чистякову (1832–1919 гг.) Серов едет осенью 1880 г. в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями. Репин писал: «Чистяков повторял часто, что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у Серова, и было в превосходной степени».

 



 
PR-CY.ru