СВЯТЫХ КУЛЬТ

СВЯТЫХ КУЛЬТ – феномен религиозной жизни, выражающийся в почитании святых – лиц, по тем или иным критериям считающихся наделёнными святостью. Культ святых в различных модификациях присутствует в народно-национальных и мировых религиях (например, культ сантов в движении бхакти в Индии, сваминов и садху в индуизме, архатов в буддизме и ламаизме и т.д.). В христианстве культ святых характерен для ориентальных (дохалкидонских), католической и православной церквей и отвергается протестантизмом. Выросшее из иудаизма, где святость представляется как призыв следовать божественному совершенству («Ибо Я Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» – Левит, XI, 44), христианство утверждает, что глубоко религиозные люди могут быть сопричастны Божественной святости. Они дают образец и наставление верующим, они – деятельные заступники перед Богом. Католическая и православная церкви установили особый чин молитвенного почитания святых. Христианский культ святых зародился в первые века н.э. Его богословское обоснование опирается на Библию (Прем. 3:1–3; Мф. 19:28; Евр. 13:7) и учение апостола Павла о церкви как мистическом теле Христовом (Еф. 2:19). Христианские общины с конца II в. выработали культ почитания своих умерших мучеников, он основывался на вере в действенное заступничество тех, кто «свидетельствовал» о Христе, отдав за Него жизнь или пожертвовав мирскими богатствами. В эпоху гонений со стороны римских властей святыми стали почитаться мученики (т.е. христиане, погибшие за веру от рук римских язычников под пытками или в ходе массовых репрессий и казней) и исповедники (христиане, подвергавшиеся преследованиям за веру, судебным разбирательствам на предмет выяснения их политической благонадёжности, тюремному заключению и пр., но умершие собственной смертью). Этим временем датируется обычай составления мартирологов – календарных помянников на основе «Актов мучеников» – задокументированных свидетельств насильственной смерти христиан. После окончания религиозных гонений образцом святого стали монахи-отшельники, которые вели в пустыне аскетическую жизнь и боролись с искушениями, порвав все связи с миром. Вместе с формированием монашеского идеала святости в IV–V вв. складывается представление о равноценности мученичества и праведной христианской жизни, полной лишений и самоотверженного церковного служения (так возник культ преподобных – монахов, посвятивших себя Иисусу Христу, уподобившихся Ему по чистоте и святости жизни, а также культ святых дев и вдов). Исповедниками в период христологических споров, борьбы с ересями стали именоваться епископы, пострадавшие от политических интриг ариан, несториан и пр. Позднее они и многие другие архиереи выделились в специфический чин «святителей» – первоиерархов церкви, вносимых в месяцесловы уже по факту своего высокого иерархического статуса. В крупных монашеских центрах Египта, Сирии и Палестины вошло в обычай составление «патериков» – жизнеописаний наиболее авторитетных аскетов и «энкомиев» – похвальных слов скончавшимся подвижникам. На основе мартириев (биографий мучеников и исповедников), патериков и энкомиев постепенно образовался обширный пласт церковной литературы, куда вошли различные агиографические жанры (см. Агиография), как прозаические, так и поэтические. В эпоху двоеверия (совмещения в обыденном религиозном сознании христианских и дохристианских верований) народная вера быстро адаптировала культ святых к своим нуждам. Так появились представления о святых патронах королевств и отдельных городов, покровителях ремёсел и социальных стратов, избавителях от вражеских набегов, эпидемий и т.д. (так, св. Бенедикт считается покровителем Европы). Святым покровителем называют святого, считающегося защитником определённой территории (прихода, страны, континента) или категории лиц (братства, религиозной конгрегации или профессиональной корпорации, больных и т.п.). Святым покровителем является также святой, имя которого человек получает при крещении. Католический культ святых нашёл своё дополнительное теологическое обоснование в трудах папы Григория I Великого (около 540 – 604 гг., папа с 590 г.), например, в его «Диалогах о жизни и чудесах италийских отцов», где проводится грань между допустимым поклонением святым и идолопоклонством.

 



 
PR-CY.ru