РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн - Страница 3

Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние Антониса ван Дейка (1599–1641 гг.), потом (до возвращения на родину в 1644 г.) работал в Антверпене. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Переезд в Амстердам и последовавшие за ним большие художественные успехи открыли новый период в творчестве Рембрандта. Это – десятилетие, в течение которого были созданы произведения, проникнутые драматизмом и в то же время не лишённые материальной чувственности, отчасти родственные по духу работам фламандца Питера Пауля Рубенса (1577–1640 гг.). В первые амстердамские годы видное место в его творчестве занимает жанр автопортрета. Изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, Рембрандт намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков, например, задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630 г.). Для штатгальтера Фредерика-Генриха Оранского (1584–1647 гг.) он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633 г.) и «Снятие с креста» (1632/1633 г.), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 г.), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 г. брак с Саскией ван Эйленбрюх открыл перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец – бургомистр Леувардена. Заказы сыплются к нему один за другим (не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Немало шума наделал его двойной портрет менонитского проповедника Корнелиса Ансло, которого воспел в стихах один из представителей «золотого века» нидерландской литературы Йост ван ден Вондел (1587–1679 гг.). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк, который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама, поскольку в городе тогда можно было увидеть и купить такие шедевры, как  «Портрет Джероламо Барбариго» Вечеллио Тициана (1488/1490 – 1576 гг.) и портрет писателя Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля Санти (1483–1520 гг.).

 



 
PR-CY.ru