РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн

РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (1606–1669 гг.) – голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель «золотого века» голландской живописи, сумевший воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Он принадлежал к тем живописцам, которые не эпигонски, а по-настоящему продолжили традиции Возрождения, кто обращались с этими традициями куда менее почтительно, противопоставляя им нечто новое. Работы Рембрандта ван Рейна, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи (особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером). Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 г. (по некоторым данным, в 1607 г.) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу, католику по вере Якобу ван Сваненбрюху. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление его творческой манеры остаётся открытым (пока слишком мало известно об этом лейденском художнике). В 1623 г. Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана (около 1583 – 1633 гг.), который прошёл стажировку в Италии и специализировался на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 г. в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом (1607–1674 гг.) открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников (за несколько лет он приобрёл широкую известность). Пристрастие Питера Ластмана к пестроте и мелочности исполнения оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явно сквозит в его первых сохранившихся произведениях – «Побиении камнями св. Стефана» (1629 г.), «Сцене из древней истории» (1626 г.) и «Крещении евнуха» (1626 г.). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны. Художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 г.; «Давид перед Саулом», 1627 г.). Ранний период творчества Рембрандта исследователи рассматривают в контексте влияния итальянского искусства на голландскую живопись. Из итальянских мастеров голландцев особенно привлекал Микеланджело да Караваджо (1571–1610 гг.), в произведениях которого смелый натурализм и контрастная свето-теневая моделировка казались вызовом классическому искусству. Такие художники, как Герард Тербрюгген (1617–1681 гг.) и учитель Рембрандта Питер Ластман работали в стилистике Караваджо, постепенно вводя караваджизм в арсенал художественных средств голландской живописи. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. Знаменитая «Даная» (1636–1643 гг.) вся лучится светом.

 



 
PR-CY.ru