ПИКАССО Пабло - Страница 5

В 1905–1906 гг. Пикассо отдавал много времени изучению архаики. В том, как его внимание перемещалось с одного исторического пласта к другому, была удивительная последовательность. Интуитивное понимание художником логики развития изобразительных форм предвосхищало то, что было осознано значительно позднее в результате комплексного исследования первобытной и традиционной художественной культуры. После обстоятельного анализа фактического материала, связанного с открытием африканской культуры, нельзя не признать значения примитивного искусства для инноваций в творчестве Пабло Пикассо, ведущих к разрыву с классической традицией. Особый способ пластического обобщения, геометризация черт лица, проявляющиеся в период его работы над портретом Гертруды Стайн, получают завершение после знакомства с африканской скульптурой. В отдельных его подготовительных работах 1907–1908 гг. исследователи обнаруживают элементы, которые, несомненно, являются вариациями форм африканских масок и статуэток. Лицо-маска в портрете Гертруды Стайн, его стилистические особенности, несмотря на отсутствие каких-либо фактических данных, позволяют исследователям предположить, что оно было переписано заново после знакомства Пикассо с африканской скульптурой. Исследователи задаются вопросами: «Происходит ли это схождение в плоскости только изобразительной формы – на уровне стиля? Возможно ли такое поверхностное заимствование без какого-то соответствия на ином уровне, если мы знаем, что стиль является концентрированным выражением духа времени, что он непосредственно связан с самоощущением эпохи?» Они обращают внимание на некоторые особенности процесса, на гребне которого оказывается Пабло Пикассо, работающий над картиной «Авиньонские девицы», задуманной вначале в традиционной манере, но затем после нескольких месяцев работы, в ходе которой были сделаны десятки подготовительных этюдов, радикально преобразованной и перешедшей в совершенно иное эстетическое измерение. Хотя перелом наступает весной 1907 г., но уже среди зимних работ появляются отдельные рисунки, архитектоника которых содержит новое качество: изображаемое распадается на несколько самостоятельных частей. Вначале таким отдельным от всего остального предметом становится голова (впервые это появляется в портрете Гертруды Стайн). Самостоятельной, отдельной от тела жизнью живут почти все мужские головы подготовительных этюдов. Возможно, это объясняется тем, что они были написаны вначале и только потом проработаны плечи и части фигуры. Особый интерес для исследователей представляют два рисунка женской фигуры со спины с поднятыми руками, выполненные весной 1907 г., где уже в полной мере использован принцип архитектурного сочленения. Фигура составлена из нескольких самостоятельных объёмов: голова (шар), руки (прямоугольник), спина (треугольник) и отделённые от туловища, чётко очерченные как самостоятельные объёмы ноги. Считается, что в это время Пабло Пикассо ещё не был знаком с африканской скульптурой. Вместе с тем именно здесь последовательно используется способ архитектурного построения фигуры, головы, маски. Это качество, вообще типичное для традиционной скульптуры, особенно выразительно в скульптурах западноафриканского народа фанг, в статуях и масках догонов, сенуфо, бамбара.

 



 
PR-CY.ru